Россия и африканский чай

Россия и африканский чай

Африканский чай не редкость в нашей стране, хотя рядовой отечественный потребитель, возможно, не всегда обращает внимание на страну происхождения. Как разобраться в том, какой чай мы покупаем и пьём? Какие чаи и чайные напитки наиболее полезны? Что нового могут предложить любителям чая компании-производители? Почему набирает популярность африканский чай?

Попробуем коротко рассказать самое главное о чае.

Технология производства и виды чая

Полный цикл производства чая состоит из следующих этапов: завяливание листа, скручивание, ферментация, сушка и сортировка. Но для производства отдельных видов чая некоторые этапы исключаются из технологической цепочки.

Чёрный, зелёный, красный и белый чай различаются только обработкой чайного листа.
Чёрный чай проходит завяливание, скручивание, ферментацию, сушку и сортировку.
Зелёный чай – только скручивание и сушку.
Красный чай проходит завяливание, скручивание, частичную ферментацию и сушку.
Белый чай – неферментированный, для его производства используют только нераспустившиеся верхние листовые почки (типсы) либо почку и один растущий за ней листочек.

Маркировка чая

Каждая упаковка чая маркируется в соответствии с международной классификацией. Приведём краткую расшифровку наиболее распространённых аббревиатур:

OP (Orange Pekoe) – чай без типсов.

FOP (“Flowery OP”) – верхнелистовой чай с типсами.

GFOP и TGFOP – верхнелистовой с большим содержанием типсов.

FTGFOP (“Finest TGFOP”) – чай, созданный только из типсов.

Чай из ломаных и резаных листьев классифицируется так же, как и цельнолистовой, только с добавлением буквы «B» (Broken): BOP, BFOP и т. д.

СТС – гранулированный чай, изготовленный по технологии “Cut, tear & curl”).

У пакетированного чая – своя маркировка:

F (“Fannings“) – продукция из чайной высевки.

D (“Dust“) – продукция из чайной пыли.

Упаковка чая

Традиционно используемые для упаковки чая материалы:

картон;
полимерные материалы (полипропиленовая, полиэтиленовая пленка, термоусадочная пленка, блистер-упаковка);
бумага (в том числе фольгированная и металлизированная бумага, подпергамент, фильтр-бумага);
жесть;
фарфор.

Обычно упаковка комбинированная, т. е. сочетает несколько материалов. Например, одноразовые чайные пакетики из фильтр-бумаги помещаются в коробку из картона, покрытую термоусадочной плёнкой.

Вариантов элитной упаковки чая много, о некоторых расскажем ниже.

Рынок чая в России

К сожалению, редко сейчас встречается в продаже краснодарский чай – единственный чай, который растёт на территории России. Его называют «самым северным промышленно выращиваемым чаем в мире». Между тем, этот чай очень богат витаминами B1, B2, PP,C , К (в настое) и особенно витамином P, благотворно влияющим на систему кровообращения.

По импорту чая Россия занимает первое место в мире. Основными поставщиками чайного сырья в Россию являются Шри-Ланка, Индия, Китай, Кения, Вьетнам, Индонезия, Азербайджан.

На долю Африки в лице Кении приходится около 10 % поставок.

Сегодня почти весь чай фасуется на территории РФ. В 1997 г. ввели дифференцированную систему налогообложения на импортный чай (взамен действовавшей ранее ставки 10 %), и на ввоз фасованого чёрного и зелёного чая начала действовать пошлина 20 %, а на чай нефасованый – льготная пошлина 5%. А в 2007 г. производителям РФ был разрешён беспошлинный ввоз чайного сырья.

Всё это способствовало модернизации производственной базы многих российских чайных компаний, созданию новых фабрик и фасовочных цехов и развитию чайного рынка РФ в целом.

Лидеры российского чайного бизнеса

В чайных коллекциях первой четвёрки вышеперечисленных компаний представлены африканские чаи, например:

«Орими Трэйд» – чай Greenfield Kenyan Sunrise; ройбуши Honey Rooibos и Creamy Rooibos;
«Май» – Чёрный бриллиант кенийский, Кения FOP;
“Unilever” – чай Lipton Kenyan Estate в пакетиках-пирамидках; смесь чёрного чая с листьями ройбуша Lipton African Red;
“Ahmad Tea” – купаж декофеинизированных кенийских сортов Evening Tea; ройбуш Safari Sunset.

Какой чай даёт нам Африка?

Чай на африканском континенте выращивают в Танзании, Зимбабве, Кении, Руанде, Уганде, Судане, Мозамбике, Камеруне, ЮАР, Мали, ЮАР, на островах Мадагаскар и Маврикий, на Азорских островах и др.

Самый известный африканский чай – кенийский. Кения – крупнейший экспортёр чайной продукции.

Как пишет Ю. Г. Иванов в книге «Энциклопедия чая», «на юго-западе страны, на плантациях вокруг чайной столицы Кении города Керичо на высоте 1500 – 2800 метров над уровнем моря природа создала великолепные условия для вегетации. Тёплые дожди и повышенная влажность воздуха, вызываемая расположенным вблизи озером Виктория, способствуют круглогодичному росту чайных кустов. Чай собирается регулярно круглый год, через каждые 17 дней».

Особенность кенийского чая в том, что чайные плантации расположены в высокогорьях Кении на вулканических почвах. Совокупность уникального экваториального африканского климата, плодородия почв, отсутствия промышленности в этой зоне позволяет выращивать экологически чистый чай с высоким содержанием витаминов и минералов. Эти факторы выгодно отличают кенийские чаи.

Кроме того, Африка подарила миру такой чайный напиток, как ройбуш (в Японии, где успешно стремятся к долголетию, он уже более популярен, чем на своей родине).

Только в Южной Африке растёт этот кустарник из семейства бобовых небольшой высоты (до 1,5 м), красноватого цвета, с разветвлённой структурой. Готовый чай ройбуш выглядит как продолговатые красноватые иголочки.

Ройбуш довольно давно завоевал симпатии россиян, заботящихся о своём здоровье, так как:

не содержит кофеина, но при этом прекрасно тонизирует;
не требует сахара, имея от природы приятный сладковатый вкус;
выдерживает несколько заварок, не теряя своих свойств;
одна чашка ройбуша удовлетворяет 1/2 суточной потребности человека в витамине С и 1/9 потребности в железе.

«Брат» ройбуша – ханибуш – пока известен у нас в стране гораздо меньше. Это тоже кустарниковое южноафриканское растение, но «ройбуш» переводится как «красный куст», а «ханибуш» – как «медовый куст».

Ханибуш обладает медовым привкусом и фруктово-цветочным ароматом.

Растёт тоже в горах. Собирают его в период цветения. Для приготовления используют и цветы, и листья, и ветки. Всё мелко рубят на специальных машинах. Затем сырье проходит ферментацию, сушку и сортировку.

Ройбуш и ханибуш называют этническими напитками здоровья. Возможно, за ними будущее.

Отношение к чаю в России, новые потребительские тенденции

Чай очень популярен в нашей стране, его ежедневно пьёт 98% населения. По потреблению этого напитка мы – на пятом месте в мире (после Индии, Китая, Турции и Англии). По среднедушевому потреблению (больше 1,2 кг в год) – на третьем месте после Англии и Австралии.

Культура потребления чая была развита в России всегда, но время внесло в неё определённые изменения.

1. Растёт потребление чая в пакетиках (заваривать такой чай прямо в кружке, безусловно, удобно и быстро, особенно на рабочем месте).

2. В связи с растущей популярностью здорового образа жизни в РФ стали чаще, чем раньше, покупать виды чая, которые считаются более полезными (с меньшим содержанием либо отсутствием кофеина).

3. После множества телепередач и сообщений в интернете, разоблачающих фальсификацию пищевых продуктов, российский покупатель приобрёл привычку внимательно изучать, что написано на упаковке чая.

4. С одной стороны, потребители тяготеют к новым вкусам и к их разнообразию, т.е. к чаям с добавками. С другой стороны, в силу популяризации ЗОЖ и роста «пищевой» грамотности снижается интерес к чаям, ароматизированным эссенциями, и растёт к чаям, включающим натуральные добавки – травы, кусочки фруктов и орехов и т.п.

5. Ассортимент чая на российском рынке огромен, говорят, такого выбора чая больше нигде в мире нет. Поэтому российский чаеман избалован. Для того чтобы заинтересовать покупателя, его приходится постоянно удивлять, что требует от российских чайных компаний постоянных инноваций в области производства, фасовки и упаковки чайной продукции.

В российских магазинах мы можем увидеть разные сорта кенийского – самого популярного из африканских чаев.

Группа компаний “KENY” специализируется на выпуске кенийских сортов чая, которые ценятся за крепость, прозрачный цвет настоя и насыщенный медово-цветочный аромат, вкус которого невозможно забыть. Учитывая зону произрастания, этот чай признан самым экологически чистым чаем во всём мире.

Президент Группы компаний “KENY” Е. Н. Нагорная отмечает, что в производстве чаев “KENY” используется только натуральное сырье без ароматизаторов и отдушек и не применяется купажирование сортов чая производителей других стран. На российский рынок поставляется кенийский чёрный и зелёный чай “KENY” высокого качества: крупнолистовой OP, FOP, среднелистовой Pekoe, BOP, мелколистовой Fngs, BOPF.

Кроме классических чаев компания выпускает широкий ассортимент чаев с добавлением натуральных трав, собранных в России, сублимированных ягод, фруктов и пряностей, предлагает белый чай, купаж чёрного и зелёного чая, чай ручной работы, а также ройбуш и ханибуш.

Чай “KENY” фасуется в фильтр-пакеты с индивидуальным конвертом по 25, 50 и 100 пакетов, развесной чай – в картон и гибкую упаковку по 50, 100, 200 г. Наряду с традиционными видами упаковочных материалов (картоном и полипропиленом) для подарочных коллекций чая используется упаковка из жести и бересты.

Для оптовых клиентов предлагается балковый африканский чай (в мешках по 50 кг).

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)