Японская чайная церемония, ее история и традиции

Японская чайная церемония, ее история и традиции

В Японии чайная церемония до сих пор считается целым ритуалом. Попал чай в страну с континента вместе с буддийскими монахами, которые в дальнейшем стали определять социально-культурную сферу и политику страны. Целой церемонией было чаепитие у самураев и прочих представителей аристократии. В крупных городах проводились "чайные турниры", где их участники должны были угадать сорт чая и определить его происхождение. У крестьян и обычных горожан всё было аскетичнее: чайные были лишь собраниями с совместным употреблением напитка и беседами.

Некоторые представители высших сословий, особенно монахи, старались упрощать чайные церемонии, ставя их в противоположность пышным "чайным турнирам", что пользовались популярностью у самураев, императора и его подданных. Затем чайные церемонии стали проводиться в домах с соломенной крышей и была введена керамическая посуда работы местных мастеров.

Богатый горожанин Сэн-но-Рикю не меньше обогатил ритуал чайной церемонии. Он предложил организовывать эти мероприятия в садах с дорожками к домику, куда могли пройти гости. Так чайная церемония стала мелким спектаклем. Здесь каждая деталь имела символический смысл, чем гордятся японцы.

Но Сэн-но-Рикю вступил в конфликт со своим господином Тоётоми Хидэёси, который стремился воплотить в ритуал пышную позолоченную посуду. А для него была построена целая чайная комната с чисто золотыми предметами. Сэн-но-Рикю по приказу Хидэёси совершил ритуальное самоубийство. Но традиции Рикю продолжили стремительно развиваться.

В начале XVIII столетия в Японии было создано множество чайных школ, главной целью которых была поддержка неизменности порядка чайной церемонии. Естественно, обучались там организации чайной церемонии, приготовлению чая, созданию подобающей беседы и поддержке нужной атмосферы.

Словом, чайная церемония - это порядок встречи чайного мастера, хозяина её, и его гостей для совместного отдыха, умения любоваться красотой природы, поддержки совместных бесед и умение ценить вкус чая.

Войти на место проведения спектакля можно только через деревянные ворота (а проходит всё это на огороженной территории). Среди деталей оформления, в том числе сада, присутствует максимальная эстетичность, но нет конкретизированных стандартов. Поэтому каждый чайный мастер оформляет свою обитель по собственному желанию. Чтобы попасть в чайный домик, нужно пройти по выложенной камнями длинной дорожке.

Чайный сад по размерам мал. Чаще всего это огороженный горный склон, где высаживаются различные деревья. В ясную погоду он защищает от жары и создаёт атмосферу полутьмы. Хозяева высаживали кипарисы, бамбук, сосны. Ещё один из символов создания природы - камни, поросшие мохом. Ставят хозяева фонари, вырезанные из камня. Вечером или ночью зажигаются фонари для освещения дороги гостям к месту проведения. Хотя светят они тускло, чтобы не мешать никому сосредотачиваться на церемонии.

Чайный домик максимально прост. В нём нет того, что резко выделяется. Это маленькая комната с низким проходом, поэтому пройти в неё можно только наклонившись. Такая конструкция символична - она заставляет каждого вошедшего в домик низко поклониться, невзирая на его социальное положение. Самурай не мог пронести свой длинный меч, а оставлял его за порогом. Это символизировало то, что все заботы при входе на праздник нужно оставить за порогом.

Автор: Степан Полежаев

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.