История появления чая

История появления чая

Конечно, не удивительно, что самый популярный напиток в мире имеет удивительную и богатую историю, уходящую корнями в древние времена. Чай, как напиток, занимает второе место по распространённости после воды, и очень сложно отыскать уголок на нашей планете, где не пили бы этот знатный и благородный напиток. Каждый континент, страна и даже город пьет его по своему, существует более миллиона рецептов по завариванию чай и разнообразных напитков на его основе. В нашем чайном доме мы готовы познакомить Вас с уникальными и интересными сортами и рецептами чая.

Безусловно, появление его в обиходе окутано тайной и множеством легенд.

Чайное дерево было впервые упомянуто в китайском фармакологическом трактате «Шень Нун Бэнь Цао» в 2737 году до н.э.

Автором этого произведения является Божественный Шень Нун («Пахарь Духа»), пришедший в этот мир, дабы научить людей использовать целебные свойства растений и возделывать почву. Согласно легенде, тело его было словно из прозрачного нефрита, поэтому сквозь его кожу можно было видеть все, что происходит у него в организме.

О лечебных свойствах чайного листа в предании сохранилось лишь малая часть, которая повествует о следующем. Однажды Шень Нун, отдыхая под чайным деревом невольно попробовал нагретую росинку с чайного листа и был удивлен его целебными свойствами и с того момента стал употреблять чай как противоядие.

Это произведение является самым древним трактатом по лекарственным и ядовитым растениям в Китае.

Во времена правления династии Тан (618-907 гг.) в Китае появился первый в истории системный исследователь чая и чайного мастерства Лу Юй. В стране Восходящего Солнца его почитают как одного из трех чайных божеств. Он полностью прошел Чайный путь и в совершенстве овладел искусством чайного мастерства. В Китае Лу Юй считается непревзойдённым мастером чая. Его многочисленные исследования, посвященные чаю и чайному мастерству описанные в его произведении «Чайные каноны». Эта книга является первым в истории трактатом по чаю.

Лу Юй не только описал чай и чайные церемонии, но и уделил особо внимание чаю, как особенному напитку, который полезен не только для физического здоровья, но и для духовного и морального становления человека. Он изложил сведения об истоках, названиях, технологиях выращивания разных сортов чая и местонахождениях интересных чайных деревьев. Также особое место в его книге заняли повествования о медицинских чаепитиях. Он писал: «Пить чай полезно, особенно для человека, который воспитывает в себе изысканные манеры и строгую мораль». Он, один из немногих отметил что чай, не только может укрепить здоровье человека, но и может воспитать в человеке мораль и волю.

Помимо полного описания монастырских, медицинских и домашних, чайных церемоний Лу Юй уделил особое внимание и оставил ценные рекомендации для сбора и обработки чайных листьев. Также Лу Юй разработал инструментарии (всего 30 инструментов) для сбора и обработки чайных кустов и листьев.

Очень много внимания в трактате уделяется разновидностям фарфоровой посуды, изготовленной в разных провинциях Китая. Имеет место быть несколько глав, где почтенный Мастер сравнивает качество различной посуды, пригодной для заваривания чая.

Подводя итоги, «Чайный канон» является обобщением опыта и практик, а Лу Юй является настоящим Мастером Чая, который по достоинству оценил этот благородный напиток и уже в то время, объяснивший людям, что чайная церемония не только красивое искусство, а еще и время для самопознания и гармонии. Лу Юй также предложил основы чайного церемониала, освятил эстетические и культурные аспекты, которые и по сей день используют в Поднебесной. Именно «Чайный канон» и исследования мастера Лу Юйя являются точкой отсчета в истории чая и чайной церемонии в Китае. Благодаря его учениям появились чаепития на каждый день, а также и торжественные способы на особые случаи, и даже способы проведения чайной церемонии не только в целях окунуться в чайную тайну, но и для проведения тех или иных мероприятий.

После многочисленных исследований, которые были проведены Лу Юем и многими другими китайскими мастерами и монахами чай в Китае получил очень широкое распространение. По всем провинциям, храмам и среди обычных людей при ритуалах, молебнах и застольях использовали вино, травяные настои, отвары и чай. Хотя заваривали его совсем не так как сейчас, зачастую в этот изысканный напиток добавляли соль, рис, имбирь, травы и даже лук. Варили чайные листья наподобие супа, в кастрюле на открытом огне.

Также чайные традиции крепко связанные с распространением буддизма в поднебесной. Многие адепты буддизма высоко ценили чай за его уникальные свойства: снятие усталости, обострение восприимчивости, стимуляции деятельности головного мозга и конечно, чай являлся незаменимым атрибутом при ночных бдениях и молитвах.

Существует интересная легенда рассказывающая о том. Как Бодхидхарма. (кит. Дамо основатель Чань-буддизма)

во время ночной медитации и духовного созерцания впал в глубокий сон. Когда монах проснулся и осознал глубину своего грехопадения, он оторвал себе веки и кинул их на землю где они, будто сразу превратились в первое чайное дерево. Согласно народной легенде этот чай послан Буддой, для монаха, который его молил, как средство для продолжительно медитации и очищения сознания. Этот чай в Китае по сей день носит название «Брови Будды».

После эпохи Тан чайное искусство развилось очень быстро. Появилось множество способов сборки и выращивания чаев, способы обжарки, сушки и возделывания чайных листьев. Причиной столь бурного развития чайной индустрии стало отношение к чайному напитку как к снадобью и лекарству от всех болезней. Буддийские монахи распространяли чайное искусство, как одно из ответвлений своей философии. Множество провинций выращивали чай. Желая угодить императору, правители областей преподносили ему в дар множество разнообразных чаев. В то время появляется разнообразный фольклор, связанный с чаем: стихи, песни, рисунки и оды. Существовало такое явление как «чайная борьба», смысл ее заключался в том, что крестьяне выращивающие чай соревновались друг с другом в изготовлении лучшего чайного напитка для подачи на императорский стол. Следствием такой борьбы стало появление множества различных сортов чая, а также «чаи-победители», торжественные и отборные чаи.

Один из императоров, которые боготворил чай и являлся главным его ценителем, был император Цянь Лун. Он также занимался изучением чайного листа, фарфоровой посуды и даже воды, которая, по его мнению, являлась главным атрибутом при заваривании благородного напитка. Он много путешествовал по провинциям Поднебесной и познакомил мир с такими чаями как Лун Цзинь («Колодец Дракона») из провинции Хунчжоу, один из самых известных на сегодняшний день Би Ло Чунь («Изумрудные спирали весны» или «Чай 5 вкусов») из области Тайху. Очень впечатлен был император плантацией чая составленного из 18 чайных кустов вокруг храма духа местности Ху Гуна, которая существует, и по сей день.

По мере развития технологий, чай распространяется и за пределы Китая. Впервые он попал в Японию в 729 г., где его считали драгоценным и небесным напитком. Затем - в Корею, Индию, Индонезию, Шри-Ланку и Таиланд.

Появление чая на Западе было длительным и запутанным. В 1606 году некий голландский купец, закупив чай в Макао и отвез в Голландию, заработав при этом неплохую прибыль. В 1684 году этот же купец вывез чайные деревья и посадил их в Индонезии. Благодаря его стараниям Индонезия очень скоро стала важным производителем чая, после Китая.

В Индии чай стали выращивать достаточно поздно, примерно в 1780 году, когда Ост-Индийская компания привезла города Гуанчжоу, саженцы чая. Чай начали высаживать на всей территории Индии вплоть до Бутана. Впервые индийский чай стал поставляться в Англию в 1836году. А позже чай высадили на Цейлоне, после того, как от неизвестного заболевания, погибли все кофейные плантации.

В наше время чай выращивают, и культивирует также в Кении и в Южной Америке. С уверенностью можно назвать чай всемирно любимым напитком.

В России чай получил распространение немного раньше, чем на Западе. И попал он туда через Великий Шелковый Путь. В 1547 году казаки преподнесли в качестве подарка царю коробочку душистого чая. Но этот напиток тогда остался без должного внимания.

Спустя почти 100 лет в 1638 году русский боярин побывав в Монголии у хана и преподнеся ему, богатые подарки от царя получил в ответ 200 чайных пакетов. Взглянув на содержимое странных бумажных пакетов, он был удивлён «сухой травой» и назвал сей дар «ничтожным и бесполезным». Однако монгольский хан всячески нахваливал этот напиток: мол, стоит он не меньше атласа, да и соболиных шуб, что привез ему боярин от царя. Привезя траву и рассказав технологию приготовления этого напитка, которое он увидел на чаепитии у хана: «Варят их (листья) в воде, приливая несколько капель молока, а потом уже пьют, называя чаем». Попробовав сей напиток, царь остался доволен результатом и в скором времени среди дворян и высшего сословия в России чай получил широкое распространение.

Чай, как напиток, быстро набрал популярность. По всей России спешно стали открываться чайные, работающие чуть ли не с 5 утра и до глубокой ночи. К 19 веку в России и близлежащих странах чай стал одним из незаменимых напитков, не вытеснив при этом травяные сборы и другие напитки, а наоборот, придав им некую новизну и приятные сочетания.

Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.