История появления чая

История появления чая

Конечно, не удивительно, что самый популярный напиток в мире имеет удивительную и богатую историю, уходящую корнями в древние времена. Чай, как напиток, занимает второе место по распространённости после воды, и очень сложно отыскать уголок на нашей планете, где не пили бы этот знатный и благородный напиток. Каждый континент, страна и даже город пьет его по своему, существует более миллиона рецептов по завариванию чай и разнообразных напитков на его основе. В нашем чайном доме мы готовы познакомить Вас с уникальными и интересными сортами и рецептами чая.

Безусловно, появление его в обиходе окутано тайной и множеством легенд.

Чайное дерево было впервые упомянуто в китайском фармакологическом трактате «Шень Нун Бэнь Цао» в 2737 году до н.э.

Автором этого произведения является Божественный Шень Нун («Пахарь Духа»), пришедший в этот мир, дабы научить людей использовать целебные свойства растений и возделывать почву. Согласно легенде, тело его было словно из прозрачного нефрита, поэтому сквозь его кожу можно было видеть все, что происходит у него в организме.

О лечебных свойствах чайного листа в предании сохранилось лишь малая часть, которая повествует о следующем. Однажды Шень Нун, отдыхая под чайным деревом невольно попробовал нагретую росинку с чайного листа и был удивлен его целебными свойствами и с того момента стал употреблять чай как противоядие.

Это произведение является самым древним трактатом по лекарственным и ядовитым растениям в Китае.

Во времена правления династии Тан (618-907 гг.) в Китае появился первый в истории системный исследователь чая и чайного мастерства Лу Юй. В стране Восходящего Солнца его почитают как одного из трех чайных божеств. Он полностью прошел Чайный путь и в совершенстве овладел искусством чайного мастерства. В Китае Лу Юй считается непревзойдённым мастером чая. Его многочисленные исследования, посвященные чаю и чайному мастерству описанные в его произведении «Чайные каноны». Эта книга является первым в истории трактатом по чаю.

Лу Юй не только описал чай и чайные церемонии, но и уделил особо внимание чаю, как особенному напитку, который полезен не только для физического здоровья, но и для духовного и морального становления человека. Он изложил сведения об истоках, названиях, технологиях выращивания разных сортов чая и местонахождениях интересных чайных деревьев. Также особое место в его книге заняли повествования о медицинских чаепитиях. Он писал: «Пить чай полезно, особенно для человека, который воспитывает в себе изысканные манеры и строгую мораль». Он, один из немногих отметил что чай, не только может укрепить здоровье человека, но и может воспитать в человеке мораль и волю.

Помимо полного описания монастырских, медицинских и домашних, чайных церемоний Лу Юй уделил особое внимание и оставил ценные рекомендации для сбора и обработки чайных листьев. Также Лу Юй разработал инструментарии (всего 30 инструментов) для сбора и обработки чайных кустов и листьев.

Очень много внимания в трактате уделяется разновидностям фарфоровой посуды, изготовленной в разных провинциях Китая. Имеет место быть несколько глав, где почтенный Мастер сравнивает качество различной посуды, пригодной для заваривания чая.

Подводя итоги, «Чайный канон» является обобщением опыта и практик, а Лу Юй является настоящим Мастером Чая, который по достоинству оценил этот благородный напиток и уже в то время, объяснивший людям, что чайная церемония не только красивое искусство, а еще и время для самопознания и гармонии. Лу Юй также предложил основы чайного церемониала, освятил эстетические и культурные аспекты, которые и по сей день используют в Поднебесной. Именно «Чайный канон» и исследования мастера Лу Юйя являются точкой отсчета в истории чая и чайной церемонии в Китае. Благодаря его учениям появились чаепития на каждый день, а также и торжественные способы на особые случаи, и даже способы проведения чайной церемонии не только в целях окунуться в чайную тайну, но и для проведения тех или иных мероприятий.

После многочисленных исследований, которые были проведены Лу Юем и многими другими китайскими мастерами и монахами чай в Китае получил очень широкое распространение. По всем провинциям, храмам и среди обычных людей при ритуалах, молебнах и застольях использовали вино, травяные настои, отвары и чай. Хотя заваривали его совсем не так как сейчас, зачастую в этот изысканный напиток добавляли соль, рис, имбирь, травы и даже лук. Варили чайные листья наподобие супа, в кастрюле на открытом огне.

Также чайные традиции крепко связанные с распространением буддизма в поднебесной. Многие адепты буддизма высоко ценили чай за его уникальные свойства: снятие усталости, обострение восприимчивости, стимуляции деятельности головного мозга и конечно, чай являлся незаменимым атрибутом при ночных бдениях и молитвах.

Существует интересная легенда рассказывающая о том. Как Бодхидхарма. (кит. Дамо основатель Чань-буддизма)

во время ночной медитации и духовного созерцания впал в глубокий сон. Когда монах проснулся и осознал глубину своего грехопадения, он оторвал себе веки и кинул их на землю где они, будто сразу превратились в первое чайное дерево. Согласно народной легенде этот чай послан Буддой, для монаха, который его молил, как средство для продолжительно медитации и очищения сознания. Этот чай в Китае по сей день носит название «Брови Будды».

После эпохи Тан чайное искусство развилось очень быстро. Появилось множество способов сборки и выращивания чаев, способы обжарки, сушки и возделывания чайных листьев. Причиной столь бурного развития чайной индустрии стало отношение к чайному напитку как к снадобью и лекарству от всех болезней. Буддийские монахи распространяли чайное искусство, как одно из ответвлений своей философии. Множество провинций выращивали чай. Желая угодить императору, правители областей преподносили ему в дар множество разнообразных чаев. В то время появляется разнообразный фольклор, связанный с чаем: стихи, песни, рисунки и оды. Существовало такое явление как «чайная борьба», смысл ее заключался в том, что крестьяне выращивающие чай соревновались друг с другом в изготовлении лучшего чайного напитка для подачи на императорский стол. Следствием такой борьбы стало появление множества различных сортов чая, а также «чаи-победители», торжественные и отборные чаи.

Один из императоров, которые боготворил чай и являлся главным его ценителем, был император Цянь Лун. Он также занимался изучением чайного листа, фарфоровой посуды и даже воды, которая, по его мнению, являлась главным атрибутом при заваривании благородного напитка. Он много путешествовал по провинциям Поднебесной и познакомил мир с такими чаями как Лун Цзинь («Колодец Дракона») из провинции Хунчжоу, один из самых известных на сегодняшний день Би Ло Чунь («Изумрудные спирали весны» или «Чай 5 вкусов») из области Тайху. Очень впечатлен был император плантацией чая составленного из 18 чайных кустов вокруг храма духа местности Ху Гуна, которая существует, и по сей день.

По мере развития технологий, чай распространяется и за пределы Китая. Впервые он попал в Японию в 729 г., где его считали драгоценным и небесным напитком. Затем - в Корею, Индию, Индонезию, Шри-Ланку и Таиланд.

Появление чая на Западе было длительным и запутанным. В 1606 году некий голландский купец, закупив чай в Макао и отвез в Голландию, заработав при этом неплохую прибыль. В 1684 году этот же купец вывез чайные деревья и посадил их в Индонезии. Благодаря его стараниям Индонезия очень скоро стала важным производителем чая, после Китая.

В Индии чай стали выращивать достаточно поздно, примерно в 1780 году, когда Ост-Индийская компания привезла города Гуанчжоу, саженцы чая. Чай начали высаживать на всей территории Индии вплоть до Бутана. Впервые индийский чай стал поставляться в Англию в 1836году. А позже чай высадили на Цейлоне, после того, как от неизвестного заболевания, погибли все кофейные плантации.

В наше время чай выращивают, и культивирует также в Кении и в Южной Америке. С уверенностью можно назвать чай всемирно любимым напитком.

В России чай получил распространение немного раньше, чем на Западе. И попал он туда через Великий Шелковый Путь. В 1547 году казаки преподнесли в качестве подарка царю коробочку душистого чая. Но этот напиток тогда остался без должного внимания.

Спустя почти 100 лет в 1638 году русский боярин побывав в Монголии у хана и преподнеся ему, богатые подарки от царя получил в ответ 200 чайных пакетов. Взглянув на содержимое странных бумажных пакетов, он был удивлён «сухой травой» и назвал сей дар «ничтожным и бесполезным». Однако монгольский хан всячески нахваливал этот напиток: мол, стоит он не меньше атласа, да и соболиных шуб, что привез ему боярин от царя. Привезя траву и рассказав технологию приготовления этого напитка, которое он увидел на чаепитии у хана: «Варят их (листья) в воде, приливая несколько капель молока, а потом уже пьют, называя чаем». Попробовав сей напиток, царь остался доволен результатом и в скором времени среди дворян и высшего сословия в России чай получил широкое распространение.

Чай, как напиток, быстро набрал популярность. По всей России спешно стали открываться чайные, работающие чуть ли не с 5 утра и до глубокой ночи. К 19 веку в России и близлежащих странах чай стал одним из незаменимых напитков, не вытеснив при этом травяные сборы и другие напитки, а наоборот, придав им некую новизну и приятные сочетания.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)