
Чай в России появился в начале XVII века, и чаепитие быстро приобрело свои национальные особенности. В русских гостиных практикуется сервировка двумя чайниками, когда на стол ставится большой сосуд с кипятком и маленький с заваркой.
Самовар – национальный бренд и главный атрибут чаепития
Почти сразу после знакомства с удивительным чайным листом Россия обрела еще одно уникальное явление - самовар, ставший впоследствии тем, что называют «национальным брендом». Он обладает весьма приятными достоинствами:
вода в его трубе долго оставалась горячей, а следовательно, отпадала необходимость прерывать чаепитие, чтобы вновь ее подогреть;
заварочный чайник, который ставили наверх самовара, также долго не остывал, причем в нем поддерживалась стабильная температура, позволяющая чайному листу полностью завариться и отдать свой вкус и аромат воде;
наконец, самовар, имея безупречную эстетику, излучая тепло и ароматы, создавал вокруг чаепития необходимую здесь атмосферу душевной гармонии.
Ажурные подстаканники: функционально и красиво
Появился такой вид чайной утвари, как стаканы с подстаканниками. Это была преимущественно мужская посуда, которая особенно популярна была в трактирах, а в наши дни сохранилась в поездах. Подстаканники давали простор для творческого дизайна. Их изготавливали из металла, очень часто из серебра и даже из золота и украшали богатым орнаментом, чеканкой.
Новая миссия блюдца из чайной пары
Еще одной особенностью русского чаепития, практикуемой и сегодня, является использование блюдца в чайной паре для наливания в него горячего чая. Блюдце взяло на себя роль пиалы. Появился этот чайный обычай в купеческих домах. Чаепитие там, как правило, было продолжительным и обильным. Купеческий характер чаепитий дал основание для появления более вместительных по объему чашек для чая, чем это принято было ранее.
Сегодня чай в России весьма популярен, а чаепитие стало любимым видом приятного досуга в семье, востребованным гостевым приемом.