Место чая в городской торговле

Место чая в городской торговле

Значительная часть лавок с колониальными товарами была сосредоточена в Москве по рынкам: «Таганка представляли из себя большой богатый рынок, мало чем уступавший известным московским рынкам – Немецкому и Смоленскому – и далеко превосходивший все остальные. Тут были богатые мясные, мучные и колониальные лавки, где можно было найти все, что могло бы удовлетворить самый тонкий гастрономический вкус».

Долгое время чай соседствовал с другими напитками, в частности – квасом и сбитнем.

Значительное параллельное потребление кваса и чая имели место в течение всего XIX в.

Вытеснение и замещение кваса чаем не было процессом быстрым.

Более того, в рамках городской культуры, квас так и не был полностью вытеснен чаем даже в конце XIX в.

Сохранению кваса способствовали богатейшие русские квасные традиции, благодаря которым существовало огромное число видов кваса с различными вкусами.

Помимо квасов существенную конкуренцию чаю, уже в более дорогом сегменте, составляли качественные фруктовые и минеральные воды, рост интереса к которым пришёлся на вторую половину XIX – начало ХХ вв.

Горожанин крупного города Российской империи, конечно, имел возможность выбирать из разных безалкогольных напитков, в том числе делать выбор между квасом и чаем.

Особое положение было в русской армии, где квас, из-за его большей дешевизны, продолжал доминировать даже в конце XIX в.

«Шаговая доступность» чая для потребителя в крупных городах.

Доступность чая конечному потребителю существенно изменялась с течением времени.

В Санкт-Петербурге ещё в 1820-х гг. были существенные проблемы с трактирами, особенно в вечерний период. Соответственно и потребление чая на низовом уровне сдерживалось недостаточным количеством доступных точек общественного питания.

Однако, уже к 1849 г. в том же Санкт-Петербурге насчитывалось не менее 80 магазинов, специализировавшихся именно на чайной торговле, принадлежавших не менее чем 64 чаеторговцам.

И это лишь специализированные чайные магазины и те чаеторговцы, для которых чайная торговля была основным, «профильным» бизнесом.

К концу 1890-х гг. в Москве насчитывалось 3.708 магазинов, торговавших съестными припасами и колониальными товарами (чаем, сахаром, кофе и д.р.). Количество трактиров, а значительная часть чая потреблялась именно там, было 574. Плюс к этому имелось 340 постоялых дворов и подворий, 187 съестных лавок и т.д. [1129]. Таким образом, к концу XIX в. доступность чая для конечного потребителя была максимальной.

Для многих других городов бакалейная и колониальная торговля также составляли существенный процент от общего числа торговых предприятий.

Так, по подсчётам Л.М. Свердловой, в 1887 г. бакалейно-колониальная торговля в городе Казани и казанском уезде составляла 111 торговых предприятий (12,8% от общего числа) и занимала второе место после мануфактурной и галантерейной торговли (198 и 22,9% соответственно) по числу оных.

При этом, конкретно для Казани, по подсчётам Л.М. Свердловой, бакалейно-колониальная торговля, по числу торговых предприятий, обгоняла такие отрасли, как предприятия общественного питания (19,8% от общего числа) и даже число винных складов и рейнских погребов (7,4% торговых предприятий от общего числа).

Что касается оборота предприятий, то для Казани на 1887 г., по подсчётам всё той же Л.М. Свердловой, чайная торговля занимала 21,6% от всего оборота торговых предприятий – первое место с огромным отрывом. Так, мануфактурная и галантерейная торговля оперировали лишь 14,3% капиталов от всего оборота Казани и уезда.

Торговля чаем в городах, где присутствовало большее количество покупателей, позволяла реализовывать даже бракованный и некондиционный товар.

Так как владельцы лавок и магазинов старались вести торговлю целым спектром товаров, а торговые и складские площади были ограничены, это увеличивало количество бракованного товара.

Чай, вопреки здравому смыслу, нередко вынуждены были класть рядом с рыбой, другими пахучими и скоропортящимися товарами. Разумеется, чай достаточно быстро впитывал нехарактерные для него запахи.

Торговцы не отчаивались – уценённый товар сбывался со скидкой городской бедноте.

Крупные чаеторговые фирмы, имевшие собственные городские магазины, также сбывали товар с уценкой, либо отправляли испорченную и бракованную продукцию, в виде благотворительной помощи, в больницы и богадельни.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)