До конца XIX в. в Китае не было корпоративных объединений, в европейском понимании этого слова, но объединение часто достигалось за счёт инструкций от чиновников. Китайский «Гунхан», хотя, де-факто, и был корпорацией, его функционирование отличалось.
Стоит снова вспомнить о конфискате, данные по которому важны для понимания проникновения чая в русское общество.
Среди конфиската, в конце XVIII в., встречаются чайники и чашки в большом количестве. Эти предметы имели самое разное происхождение. Источником конфиската была не только дворянская среда, но и непривилегированная часть общества.
Не факт, что предметы, обозначенные как «чайные», использовались для чаепития. Но, при взвешенном подходе, можно сделать некоторые предположения об уровне потребления чая в то время.
Мы знаем, что к началу XIX в. кофе не имел широкого употребления. Потребление кофе было достаточно локализованным по конкретным регионам Империи.
В первой четверти XIX в. потребление чая, в фактических объёмах, было больше потребления кофе.
Посмотрим на предметы, имеющие отношение к застольям и напиткам (для удобства данные сведены в таблицу), которые были конфискованы у московского населения:
Очевидно, что кофейники могли использоваться только по своему прямому назначению, а это позволяет говорить о том, что потребление чая было более значительно. Последнее, а также примерное предположение о соотношении условной популярности чая/кофе, косвенно подтверждается и таблицей. В то же время потребление водки (если судить по косвенным признакам) было более значительно, чем потребление кофе и чая.