Япония—страна богатая традициями, всякая из которых сопровождается отдельной, неповторимой по своему колориту и самобытности церемонией. На протяжении многих веков, многие старинные японские традиции передаются из поколения в поколение. Это относится и к самой интересной, дорогой сердцу каждого японца чайной церемонии. Тяною, так звучит она на японском, играет немаловажную роль в жизни общества.
Строгий ритуал
Ритуал чаепития строго расписан. Каждому из участников здесь отведена своя собственная роль. С одной стороны стоит тот, кто заваривает и разливает чай—мастер чая, а с другой, те, кто при этой процедуре присутствует и пьёт чай. При этом, стиль поведения, манера вести разговор, движения, и выражение лица у всех разные. В основу церемонии чаепития взяты все основные каноны дзэн- буддизма, пришедшего в Японию из Китая. По старинной легенде, патриарх Бодхидхарма во время медитации почувствовал себя уставшим, и чтобы не заснуть, вырвал свои ресницы и бросил их на землю. На месте где они упали, вскоре вырос чудесный чайный куст. Последователи Бодхидхармы научились готовить напиток из листьев этого куста, он помогал им сохранить бодрость духа и восстановить силы.
На самом же деле, церемония так называемого ритуала с чашкой золотого эликсира, появилась в Китае в 5 веке до нашей эры, а значит задолго до возникновения дзэн-буддизма, и существовала вплоть до нашествия монголо-татар. Позднее она была упрощена до обыкновенного заваривания сухих чайных листьев, существующего до сих пор метода приготовления чая. В избежавшей монгольского нашествия Японии эта церемония, с некоторыми дополнениями, продолжает существовать до сих пор.
Обязательный атрибут любых встреч
Чайная церемония стала непременным атрибутом встреч японских поэтов, философов и художников. Она сопровождалась чтением стихов, провозглашением философских речей и рассматриванием новых образцов произведений искусства. Посуда для приготовления чая подбиралась очень тщательно. Помещение украшалось букетами живых цветов. Со временем церемонию приняли и представители других общественных слоёв. Она стала популярной у японских самураев, аристократов и даже политиков.
Искусство чайной церемонии тяною представляет собой процедуру отвлечения от мирской суеты и забот. Специально для её проведения существуют чайные домики тясицу, схожие своим внешним видом и внутренним убранством на жилища восточных мудрецов-отшельников. Считается, что простота обстановки в этих крошечных хижинах, размер комнаты которых не превышает 8-ми квадратных метров, даёт толчок к постижению смысла существования посредством осмысления существующей реальности. По преданию, изложенному в сутрах, в такой хижине однажды смогли разместиться 84000 последователей Будды. Этот пример в основе своей несёт смысл того, что особо просветлённые не имеют физического объёма тела и веса.
Малая освещённость тясицу вызывает у посетителей чувство благоговения перед Буддой, приятное ощущение уединения и отвлечения от всей мирской суеты, располагая к внутреннему самосозерцанию. Тень от оконца, расположенного под самым потолком тясицу и абсолютная тишина вокруг, является для каждого японца священным признаком близости к Будде и жизненно важной необходимостью. Даже жилые помещения японцев устроены так, чтобы солнце едва в них проникало, вдобавок к этому перед каждой хижиной выстраиваются солнцезащитные навесы. Полумрак комнат в своих домах они предпочитают всяким украшениям, а обстановка тясицу соответствует стремлению японцев к сохранению покоя и внутренней гармонии.ритуал