Влияние чая на общество

Влияние чая на общество

Государственная власть, особенно в столице Империи – Санкт-Петербурге, непосредственно стимулировала поддержание порядка с питанием и потреблением чая на судах. Для этого использовался самый простой метод – административные проверки.

По распоряжению управляющего санкт-петербургской речной полицией, генерал-майора Ф.Ф. Тыртова, околоточные и речные городовые поводили осмотр судов и пристаней на предмет чистоты ёмкостей для приготовления кипятка под чай и хозяйственные нужды.

Пароходные компании порой шли навстречу очевидным общественным потребностям и начинали раздавать бесплатно кипяток под чай своим пассажирам. В качестве примера можно привести Общество шлиссельбургского пароходства, которое начало бесплатно раздавать кипяток «для питья и чая» своим пассажирам.

На рубеже XIX – ХХ вв. сеть чайных сильно разрослась и данные заведения мы часто встречаем на дореволюционных фотографиях.

Стоимость чая, отпускавшегося конечному потребителю в чайных, была достаточно умеренной. К 1902 г. стакан чая (1 золотник чая) + 3 куска сахара стоили 5 копеек. Разумеется, цены на рынке существенно отличались, были более дорогие и более дешёвые места.

Важное место в социальном обеспечении занимали ночлежные дома и приюты. Частично такого рода заведения могли использовать площади некоторых чайных в ночное время, но также создавались такого рода заведения и кружками благотворителей.

Обращает на себя внимание то, что часто, при планировании созданий такого рода заведений, в стоимость койко-места для ночлега включался утренний и вечерний чай .

По сообщению прессы, в ноябре 1902 г., группа благотворителей планировала открыть ночлежку около Хитрова рынка. Стоимость снятия одной койки на ночь была анонсирована в 5 коп. и, при этом, как раз включала стоимость утреннего и вечернего чая! Из этого мы можем заключить, что стоимость стакана чая в 1902 г. (в учреждениях, чью работу субсидировали благотворители) составляла менее 2 – 2,5 коп.!

Выводы. Чай в конце XIX в. стал важным элементом борьбы за трезвость, которую развернула русская интеллигенция. Создание и распространение чайных было крайне выгодно чаеторговцам, так как позволяло наладить масштабный сбыт их товара.

Чайные, несмотря на массовые злоупотребления на разных уровнях, стали важным элементом социального обеспечения. В них не только продавали чай, но и организовывали при них ночлежки, пытались устраивать небольшие библиотеки и даже организовывать лекции по просвещению бедняков.

На рубеже XIX – начала ХХ вв., благодаря чайным, чай становится частью революционной культуры.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)