Одним из символов русского гостеприимства, «русского духа» и русского чаепития является самовар.
Самовар – один из наиболее узнаваемых в мире русских предметов. Исторически у русского самовара было много имён.
В разных регионах самовар именовали по-разному: в Туле – «самовар» или «водогрей», в Вятке – «самогрей», в Ярославле – «самогар», в Курске – «самокипец».
Из всего многообразия названий именно слово «самовар» и стало нарицательным для этого чуда русской технической мысли XVIII в.
Само слово «самовар» произошло от выражения «сам варит». В то же время некоторые авторы указывают, что в татарском языке есть слово «санабар» - «чайник».
В XIX в. самовар стал одним из неотъемлемых предметов быта в семьях многих русских сословий.
За дорогим серебряным самоваром пили чай дворяне, блестящий самовар пыхтел на столе русского купца, мещанская семья собиралась за вечерним чайным столом, да и многие крестьяне на праздник и вечером трудового дня собирались многочисленной семьёй за самоваром.
Самовар для XIX в. был символом достатка и семейного благополучия. За самоваром в трактире решались торговые вопросы и заключались сделки на тысячи и десятки тысяч рублей.
Самовар сопровождал человека в пути – выпускались специальные дорожные самовары.
Конфликты и распри преследуют человечество тысячи лет, - в XIX в. для примирения сторон устраивались встречи с чаем за самоваром. Что может лучше загладить вину, чем приглашение испить чайку? – так считали в дореволюционной России.
Кажется, что самовар, согласно русской народной поговорке, стал неким зеркалом бескрайней души русской:
«Самовар, что море Соловецкое!
Пьют из него за здоровье молодецкое!»
Происхождение русского самовара до сих пор порождает споры о мере и источниках заимствования отдельных конструктивных элементов этого технического чуда у разных народов.
Часть исследователей видит в самоварах исконно русское изобретение, часть предполагает возможность заимствования отдельных элементов с Тибета, из Китая и Ирана или Европейских стран (т.н. «самовар» из Помпеи).
Сторонники идеи «китайского» происхождения самовара указывают часто на так называемый «хого» - сосуд для разогрева пищи.
Хого, однако, не содержал ряда элементов классического самовара – например, там нет крана, так как предназначался хого для приготовления бульонов. Готовые супы, бульоны, вторые блюда извлекались из хо-го через верх.
Технически хого и другие подобные устройства были лишь пращурами русских самоваров. В то же время они породили массу различных приборов для разогрева жидкостей и пищи, - так называемых «кухонь» («самоваркухня»).
«Кухни» («самовары-кухни») – специальные ёмкости с внутренней трубой, ёмкость которых была разделена на несколько сегментов для приготовления воды, бульонов, супов и других блюд.
Даже если отдельные технологии самовара и имели истоки (в разные периоды), то самовар, как социокультурный феномен, всё-таки был порождением русской культуры.
Европейцы XIX в. вполне осознавали «русскость» самовара и отделяли «русские самовары» от традиционных для Европы и других стран бульоток, горелок, прочей массы иных технических изобретений.
Основанием для заключения о «русскости» самовара и восприятии этого предмета именно как русского изобретения иностранцами, могут быть приведены многочисленные путеводители, книги и географические описания Российской империи, которые выходили в Европе и США (Североамериканских Соединённых Штатах) в XIX – начале ХХ вв. В частности, в достаточно хорошо известной на Западе книге Роберта
Сирса (Sears Robert) «Иллюстрированное описание Российской империи» (An Illustrated Description of the Russian Empire. – New York, 1855) содержится классическое изображение русского самовара («Samovar») выполненное в технике ксилографии.
В этой же книге изображение самовара, и связанные описания, мы видим ещё на ряде ксилографий – в частности на изображении «Cake and Tea Stall» (Чайная, чайная лавка).
Сам чай и чаепитие упоминаются в книге Роберта Сирса достаточно часто, что свидетельствует о значительном месте чая в русской культуре конца XIX в..
Конструкция самовара достаточно проста: в основе лежит корпус с ручками и краном, внутри – жаровая труба (её иногда называют «жаровня»), куда помещается топливо. Большая площадь проходящей внутри самоварного корпуса (который иногда называют «тулово») трубы позволяет быстро нагреть воду и поддерживать её в оптимальном состоянии.
Самовар не позволяет воде перекипать и, одновременно, смягчает воду – накипь оседает на внутренних стенках и на дне. Дабы накипь не попадала в чашку со дна самовара – его кран немного приподнят над дном.
Когда самовар закипал, на его вершину ставили фарфоровый или фаянсовый чайничек с заваркой. Так появилось понятие «самоварная пара» - собственно самовар и чайник с заваркой.
Очень часто в ряде публикаций кандидатов и докторов наук содержатся ошибки о «чайной паре» и «самоварной паре»; целый ряд авторов используют эти определения неверно, тиражируя ошибки из сети Интернет и списывая материал у разного рода «кулинаров».
Многие любители самоваров в XIX в. имели собственные способы чаепития с самоваром. В частности, не все ставили чайник с заваркой на самовар. Знающие в чае толк люди считали, что чайник с заваркой, поставленный на самовар, перепреет. Мастера заваривания чая делали специальные подушки, набитые сухим чайным листом, которыми накрывали заварной чайник с горячей заваркой, дабы из заварочного чайника не улетал аромат.
Обязательным атрибутом самовара был металлический поднос – предохранявший стол от возможного нагрева и капель воды.
Самовар изначально был создан для подогревания сбитня – горячего традиционного русского напитка из мёда и пряных трав.
Сбитень предшествовал чаю, а в XIX в. сосуществовал с чаем и также являлся неотъемлемой частью русской культуры того времени.
В отличие от чайников, самовар позволял сохранять содержимое (воду или сбитень) подогретым длительное время.
В достаточно серьёзных научных публикациях нередко можно встретить явные ошибки, когда авторы говорят о том, что чай «способствовал появлению самовара», что, в такой формулировке, безусловно, не соответствует действительности.
Что касается крестьян, то их жизненные стандарты в XIX в. различались в зависимости от региона, семьи и множества других факторов. Крестьяне, в описании А. де Кюстина, пьют чай из самовара. Самовар – исключительно русский социокультурный феномен.
В 1778 г. в Туле некий слесарь Лисицын открыл свою самоварную мастерскую. Что более любопытно – производить самовары в Москве начали даже раньше, чем в Туле и это производство действовало и в XIX в. В 1840-е – 1850-е гг. предприятия Москвы производили и чайники, и самовары. Но именно в Туле произошёл расцвет самоварного промысла и город стал «самоварной столицей» Российской империи.
Имеются сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо раньше – в 1740 г. – и не в Туле, а на Урале.
Нет никаких сомнений, что самовары начали довольно широко использоваться для приготовления чая ещё до 1812 года. Об использовании самоваров пишет, в частности, француз А. Домерг в своей книге «Россия во времена войн империи 1805-1815 годов».
В то же время, помимо чая в тех же самоварах военные готовили себе пунш. Один из живших в XIX в. авторов рассказывал о русском военном: «Фельдмаршал Дибич любил сильно выпить. В турецкую войну его прозвали: «Самовар-фельдмаршал», потому что у ставки его, от раннего утра до поздней ночи, кипел самовар – Дибич постоянно пил пунш. Даже в поездках его верхом, на рекогносцировку, для осмотра войск и тому подобное, казак всегда возил за ним баклагу с холодным пуншем и стакан».
Следует отметить, что производство самоваров долгое время было делом полукриминальным для значительной части производителей. Причина была достаточно банальна – часть самоваров делалось из переплавленной государственной монеты.
Пуд монетной меди заключал в себе стоимость равную 16 рублям ассигнациями, а пуд меди в продаже (в виде слитка, например) стоил порядка 40 рублей ассигнациями. Следовательно, достаточно было производителю самоваров расплавить пятки, гроши и почую медную монету и он получал только на одном этом прибыль в 150%. После изготовления самовара прибыль увеличивалась ещё больше этой суммы.
Помимо тульских самоварщиков, среди которых данная практика была весьма распространена, этой же экономической лазейкой пользовались и изготовители колоколов. Правительство Империи за порчу монеты преследовало самоварщиков, - пойманных секли кнутом и ссылали в вечную каторжную работу в Сибирь.
Многие русские предприимчивые самоварщики и талантливые ремесленники ушли в Сибирь по этапу, но ещё больше осталось не пойманными и с солидными барышами.
Позднее власть ликвидировала лазейку для самоварщиков, выведя из обращения тяжёлую старую монету с заменой её на бумажные ассигнации и более лёгкие деньги, что снижало привлекательность криминального бизнеса. Но и тут самоваропромышленники успели поживиться – скупая старую монету по ценам выше, чем это делала казна.
Самовар в России стал тем центром, вокруг которого собирались гости. Именно он формировал «русское гостеприимство», создавал атмосферу для ведения разговоров о жизни и коммерческих делах. Последнее качество первыми оценили купцы: чай и самовар создавали атмосферу для беседы, но не притупляли ум, как, допустим, водка.