Появление самовара в чайной культуре. История происхождения

Появление самовара в чайной культуре. История происхождения

Одним из символов русского гостеприимства, «русского духа» и русского чаепития является самовар.

Самовар – один из наиболее узнаваемых в мире русских предметов. Исторически у русского самовара было много имён.

В разных регионах самовар именовали по-разному: в Туле – «самовар» или «водогрей», в Вятке – «самогрей», в Ярославле – «самогар», в Курске – «самокипец».

Из всего многообразия названий именно слово «самовар» и стало нарицательным для этого чуда русской технической мысли XVIII в.

Само слово «самовар» произошло от выражения «сам варит». В то же время некоторые авторы указывают, что в татарском языке есть слово «санабар» - «чайник».

В XIX в. самовар стал одним из неотъемлемых предметов быта в семьях многих русских сословий.

За дорогим серебряным самоваром пили чай дворяне, блестящий самовар пыхтел на столе русского купца, мещанская семья собиралась за вечерним чайным столом, да и многие крестьяне на праздник и вечером трудового дня собирались многочисленной семьёй за самоваром.

Самовар для XIX в. был символом достатка и семейного благополучия. За самоваром в трактире решались торговые вопросы и заключались сделки на тысячи и десятки тысяч рублей.

Самовар сопровождал человека в пути – выпускались специальные дорожные самовары.

Конфликты и распри преследуют человечество тысячи лет, - в XIX в. для примирения сторон устраивались встречи с чаем за самоваром. Что может лучше загладить вину, чем приглашение испить чайку? – так считали в дореволюционной России.

Кажется, что самовар, согласно русской народной поговорке, стал неким зеркалом бескрайней души русской:

«Самовар, что море Соловецкое!

Пьют из него за здоровье молодецкое!»

Происхождение русского самовара до сих пор порождает споры о мере и источниках заимствования отдельных конструктивных элементов этого технического чуда у разных народов.

Часть исследователей видит в самоварах исконно русское изобретение, часть предполагает возможность заимствования отдельных элементов с Тибета, из Китая и Ирана или Европейских стран (т.н. «самовар» из Помпеи).

Сторонники идеи «китайского» происхождения самовара указывают часто на так называемый «хого» - сосуд для разогрева пищи.

Хого, однако, не содержал ряда элементов классического самовара – например, там нет крана, так как предназначался хого для приготовления бульонов. Готовые супы, бульоны, вторые блюда извлекались из хо-го через верх.

Технически хого и другие подобные устройства были лишь пращурами русских самоваров. В то же время они породили массу различных приборов для разогрева жидкостей и пищи, - так называемых «кухонь» («самоваркухня»).

«Кухни» («самовары-кухни») – специальные ёмкости с внутренней трубой, ёмкость которых была разделена на несколько сегментов для приготовления воды, бульонов, супов и других блюд.

Даже если отдельные технологии самовара и имели истоки (в разные периоды), то самовар, как социокультурный феномен, всё-таки был порождением русской культуры.

Европейцы XIX в. вполне осознавали «русскость» самовара и отделяли «русские самовары» от традиционных для Европы и других стран бульоток, горелок, прочей массы иных технических изобретений.

Основанием для заключения о «русскости» самовара и восприятии этого предмета именно как русского изобретения иностранцами, могут быть приведены многочисленные путеводители, книги и географические описания Российской империи, которые выходили в Европе и США (Североамериканских Соединённых Штатах) в XIX – начале ХХ вв. В частности, в достаточно хорошо известной на Западе книге Роберта

Сирса (Sears Robert) «Иллюстрированное описание Российской империи» (An Illustrated Description of the Russian Empire. – New York, 1855) содержится классическое изображение русского самовара («Samovar») выполненное в технике ксилографии.

В этой же книге изображение самовара, и связанные описания, мы видим ещё на ряде ксилографий – в частности на изображении «Cake and Tea Stall» (Чайная, чайная лавка).

Сам чай и чаепитие упоминаются в книге Роберта Сирса достаточно часто, что свидетельствует о значительном месте чая в русской культуре конца XIX в..

Конструкция самовара достаточно проста: в основе лежит корпус с ручками и краном, внутри – жаровая труба (её иногда называют «жаровня»), куда помещается топливо. Большая площадь проходящей внутри самоварного корпуса (который иногда называют «тулово») трубы позволяет быстро нагреть воду и поддерживать её в оптимальном состоянии.

Самовар не позволяет воде перекипать и, одновременно, смягчает воду – накипь оседает на внутренних стенках и на дне. Дабы накипь не попадала в чашку со дна самовара – его кран немного приподнят над дном.

Когда самовар закипал, на его вершину ставили фарфоровый или фаянсовый чайничек с заваркой. Так появилось понятие «самоварная пара» - собственно самовар и чайник с заваркой.

Очень часто в ряде публикаций кандидатов и докторов наук содержатся ошибки о «чайной паре» и «самоварной паре»; целый ряд авторов используют эти определения неверно, тиражируя ошибки из сети Интернет и списывая материал у разного рода «кулинаров».

Многие любители самоваров в XIX в. имели собственные способы чаепития с самоваром. В частности, не все ставили чайник с заваркой на самовар. Знающие в чае толк люди считали, что чайник с заваркой, поставленный на самовар, перепреет. Мастера заваривания чая делали специальные подушки, набитые сухим чайным листом, которыми накрывали заварной чайник с горячей заваркой, дабы из заварочного чайника не улетал аромат.

Обязательным атрибутом самовара был металлический поднос – предохранявший стол от возможного нагрева и капель воды.

Самовар изначально был создан для подогревания сбитня – горячего традиционного русского напитка из мёда и пряных трав.

Сбитень предшествовал чаю, а в XIX в. сосуществовал с чаем и также являлся неотъемлемой частью русской культуры того времени.

В отличие от чайников, самовар позволял сохранять содержимое (воду или сбитень) подогретым длительное время.

В достаточно серьёзных научных публикациях нередко можно встретить явные ошибки, когда авторы говорят о том, что чай «способствовал появлению самовара», что, в такой формулировке, безусловно, не соответствует действительности.

Что касается крестьян, то их жизненные стандарты в XIX в. различались в зависимости от региона, семьи и множества других факторов. Крестьяне, в описании А. де Кюстина, пьют чай из самовара. Самовар – исключительно русский социокультурный феномен.

В 1778 г. в Туле некий слесарь Лисицын открыл свою самоварную мастерскую. Что более любопытно – производить самовары в Москве начали даже раньше, чем в Туле и это производство действовало и в XIX в. В 1840-е – 1850-е гг. предприятия Москвы производили и чайники, и самовары. Но именно в Туле произошёл расцвет самоварного промысла и город стал «самоварной столицей» Российской империи.

Имеются сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо раньше – в 1740 г. – и не в Туле, а на Урале.

Нет никаких сомнений, что самовары начали довольно широко использоваться для приготовления чая ещё до 1812 года. Об использовании самоваров пишет, в частности, француз А. Домерг в своей книге «Россия во времена войн империи 1805-1815 годов».

В то же время, помимо чая в тех же самоварах военные готовили себе пунш. Один из живших в XIX в. авторов рассказывал о русском военном: «Фельдмаршал Дибич любил сильно выпить. В турецкую войну его прозвали: «Самовар-фельдмаршал», потому что у ставки его, от раннего утра до поздней ночи, кипел самовар – Дибич постоянно пил пунш. Даже в поездках его верхом, на рекогносцировку, для осмотра войск и тому подобное, казак всегда возил за ним баклагу с холодным пуншем и стакан».

Следует отметить, что производство самоваров долгое время было делом полукриминальным для значительной части производителей. Причина была достаточно банальна – часть самоваров делалось из переплавленной государственной монеты.

Пуд монетной меди заключал в себе стоимость равную 16 рублям ассигнациями, а пуд меди в продаже (в виде слитка, например) стоил порядка 40 рублей ассигнациями. Следовательно, достаточно было производителю самоваров расплавить пятки, гроши и почую медную монету и он получал только на одном этом прибыль в 150%. После изготовления самовара прибыль увеличивалась ещё больше этой суммы.

Помимо тульских самоварщиков, среди которых данная практика была весьма распространена, этой же экономической лазейкой пользовались и изготовители колоколов. Правительство Империи за порчу монеты преследовало самоварщиков, - пойманных секли кнутом и ссылали в вечную каторжную работу в Сибирь.

Многие русские предприимчивые самоварщики и талантливые ремесленники ушли в Сибирь по этапу, но ещё больше осталось не пойманными и с солидными барышами.

Позднее власть ликвидировала лазейку для самоварщиков, выведя из обращения тяжёлую старую монету с заменой её на бумажные ассигнации и более лёгкие деньги, что снижало привлекательность криминального бизнеса. Но и тут самоваропромышленники успели поживиться – скупая старую монету по ценам выше, чем это делала казна.

Самовар в России стал тем центром, вокруг которого собирались гости. Именно он формировал «русское гостеприимство», создавал атмосферу для ведения разговоров о жизни и коммерческих делах. Последнее качество первыми оценили купцы: чай и самовар создавали атмосферу для беседы, но не притупляли ум, как, допустим, водка.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)