О важности качественного чайника из исинской глины (здесь подразумевается – качество исходного сырья и уровень изготовления) при приготовлении чайного напитка, ещё говориться следующее: чайник и чай – это супружеская пара, где чай – супруг или отец, чайник – супруга или мать; поэтому какие родители – такой получиться и чайный напиток. Не смотря на физиологичность восточного сравнения, в нём содержится доля истины: хорошая посуда и хороший чай (нужно понимать: чай не низкогорный, не передержанный на кусте, не пересушенный при ферментации) – залог хорошего напитка.
Начиная с дин. Мин в Срединном государстве - Чжун-го (Китай - русский вариант наименование страны) «проявились» сосуды изготовленные из глины гористой местности Шу-шань, находящейся на юго-западе озера Тайху, - историческом районе изготовления керамических изделий из местных окаменелых залежей глины. Современные города Исин и Диншучжень считаются центром гончарных ремёсел этого района, где с глубокой древности оседло проживали поколения сословия ремесленников, а именно сословной прослойки гончаров и резчиков. С династии Тан, эта местность - район оседлого проживания и процветания местных помещиков и усадеб зажиточного чиновничества, среди которых было немало поклонников высокой литературы.
При династии Сун, один из горных отрогов, откуда издревле черпается окаменелая глина, у местного населения именовавшийся Ду-шань – Одинокая гора, переименован в Шу-шань по стихотворению Су Дунпо, впечатлившегося потенциалом отрога. Иероглиф «шу», выбранный Су Дунпо для наименования, обозначает одно из древних государств периода Чжоу, заложившего фундамент будущей китайской цивилизации. Поэтому иероглиф «шу» вызывает ассоциации связанные с культурными явлениями древней династии Чжоу, а в поэтическом видении: горный отрог хранит в себе древний потенциал со времён Чжоу.
Прототипом формы чайников, являются сосуды-кувшины с «носиком» для удобства слива жидкости древней земледельческой цивилизации. С развитием чайного дела империи, развивались казённые мастерские по производству и чайной керамик. Так, для династии Тан, например, было характерным производство прессованного чая, для приготовления которого нужны были металлический жернов, котёл для кипячения воды и для варки чая, глиняные пиалы «закрепленные» глазурью. В письменном творчестве «чайных» корифеев танской династии - Лу Юя и Лу Туна - мы находим лишь упоминания о посуде из местности Оу или Янсянь, древних наименований районов гончарного ремесла.
Опытным путем чредой поколений было установлено, что глина из Исина - наилучшее сырьё для изготовления чайных сосудов, наиболее полно проявляющих свойства напитка из чайного листа. При династии Сун, - когда и в чайном производстве проявились новые технологии изготовления чая, а именно, рассыпного чая, - относится и появление сосуда для заваривания рассыпного чая, по-китайски: «чаху». При династии Мин постепенно прекращается изготовление прессованного чая и увеличивается производство рассыпного. Как следствие «чайных» перемен, расцветает производство чайников из глины «чаху» и пиал с крышками «гайвань».
Как это произошло?
История чайника из исинской глины
Прежде стоит сказать, что древний китайский социум делился на сословия: «ши» – «ученые», служилые люди, «нун» – крестьянство, «гун» - ремесленники,
«шан» – купечество, торговый люд с множеством мобильных ячеистых прослоек. Среди ремесленников выделялась прослойка, которую нельзя было считать чисто ремесленнической. Они отчасти занимались выращиванием риса и овощей для потребностей семьи, и гончарным ремеслом. Одновременно уделяли внимание литературному образованию как возможности получить другой социальный статус при прохождении государственных конкурсных экзаменов провинциального уровня для соискания «учёной» степени. Они много общались с прослойкой «служилых» людей, литераторами. В конечном итоге, - всё, что они изготавливали из глины для продажи, становилось воплощением эстетических идей прослойки образованного сословия. Даоское, буддийское и конфуцианское мировоззрения воплощались в глине в виде чайной посуды, например, чайников, причудливых пиал и других изделий в камне виде причудливых ваз, резьбы, изделий из дерева для созерцания, придававших быту неповторимое очарование и ощущение соединения с миром природы и незыблемости.
Установленным фактом является то, что в годы правления У Цзуна под девизом «Истинная добродетель» (1506 – 1522), гончар Гун Чунь - Несущий Весну-процветание (один из первых знаменитых мастеров чайных сосудов) часто посещал своего духовного отца из буддийского монастыря «Цзиньша мяо» - «Золотой песок». Гуан Чунь однажды получил от наставника конкретные указания по изготовлению посуды для чаеварений в монастыре. Гун Чунь также считался другом таких влиятельных лиц местного региона сословия «ши» как Ван Шибэй и Чень Цзижу – ценителей изящных искусств. Они – первые, кто оценил чайники из глины, изготовленные для монастыря и включившие их в свой светский быт.