
Самым высоким статусом чайной церемонии могут похвастаться две страны – Япония и Китай. Но если родина чая Китай со временем немного утратил «чайную» самобытность, чему способствовало монгольское завоевание его территорий, то Япония, наоборот, с каждым веком все более и более ее культивировала, добиваясь безукоризненной эстетики и глубокой философии действа.
Утварь первых «чайных» веков
В первые века знакомства с чаем утварь завозилась в Японию с территории ее более развитого соседа. Она имела общее название «карамоно» и самыми статусными предметами в ней были кувшинчики для приготовления зеленого чая тяирэ и чашки тэммоку. Эти элементы утвари имели каждый свое индивидуальное название и были штучным товаром. Мало того, они передавались в подарок или продавались со всем возможным почетом, и история их принадлежности заносилась в специальные документы. Вся посуда делалась из глины тончайшей структуры (фарфора)и имела безупречно правильную геометрическую форму.
Стремление к простоте – стремление к истокам
В XVI веке господство в Японии китайской чайной культуры постепенно ослабевает. В обиходе все более распространенной становится посуда японского происхождения «вабитя», а следом за ней и «вамоно». Мастера, считая, что безыскусность и простота могут привнести новое дыхание в искусство чаепития, делают собственные эскизы всех предметов утвари. Появляются чашки, чахэ (коробочки для знакомства с ароматом сухого чайного листа), гайвани (сосуды с крышкой для заваривания чая) из глины грубой структуры, с обтекаемыми асимметричными формами, без украшений. Чайную ложечку не обязательно делать из слоновой кости, считают мастера, напротив, вырезанная из тростника, она добавит чаепитию еще одну ноту очарования и душевной теплоты.
Благодаря использованию легкодоступных недорогих материалов появилась авторская чайная утварь и само понятие «любимая вещь» – кономимоно. Ну а чайная церемония стала еще более эстетически утонченной и гармоничной.