
Значительная часть материалов, относящихся к указанной теме, дана в других разделах данного исследования.
В княжеских семьях уже с первой половины XIX в. чай потреблялся не только утром и вечером, существовал и «послеобеденный чай».
Василий Ленц, юрист, музыкант и воспитанник Дерптского и Петербургского университетов вспоминал о семье князя Одоевского: «В 1833 году князь Владимир Одоевский, уже известный писатель, принимал у себя каждую субботу после театра. Придти к нему прежде 11 часов было рано. Он занимал в Мошковом переулке (на углу Большой Миллионной) скромный флигелёк; но тем не менее у него всё было на большую ногу, всё внушительно. Общество поводило вечер в двух маленьких комнатках и только к концу переходило в верхний этаж, в львиную пещеру, т.е. в пространную библиотеку князя. Княгиня, величественно восседая перед большим серебряным самоваром, сама разливала чай, тогда как в других домах его разносили лакеи совсем уже готовый».
Имеются отдельные дореволюционные фотографии конца XIX – начала ХХ вв. с интерьерами отдельных квартир великосветского общества. На одной из фотографий в квартире князя М.М. Андроникова (Санкт-
Петербург, набережная Фонтанки, 54) мы видим красивый парадный самовар.
Традиционно, с первой половины XIX в., приглашение на чашку чая использовалось не только непосредственно с целью чаепития, но и для обсуждения насущных поблеем, переговоров, составления и ведения политических интриг среди великосветской публики.
Если верить рассказам Е.Н. Львовой, граф Армфельд вместе с А.Д.
Балашовым активно втягивали в свои политические игры М.М.
Сперанского, для чего он приглашался ими на чай.
Для дворян чай и сахар стали восприниматься как одни из важнейших товаров потребления уже с первой половины XIX в., на что указывают многочисленные мемуары.
Т.П. Пассек в своих мемуарах пишет о периоде 1834 – 1835 гг.: переезжая в Харьков, их молодая семья закупила чай, сахар и восковых свечей – предметы первой необходимости, причём при переезде неизвестные воры украли чай и сахар, оставив свечи нетронутыми.
Помимо собственно вечернего чая в дворянских семьях, чай могли дополнительно подавать в личные покои: после ужина отдельные дворяне садились за счетоводство (некоторые практиковали занятие хозяйственными делами утром или днём, некоторые – вечером), которое вели до поздней ночи за чашкой чая.
Не уступали в любви к чаю и барыни. Некоторые садились за чай сразу, другие откладывали чаепитие, посвящая большую часть утра хозяйственным делам: « барыня – маленькая, худенькая, щедушненькая [так в тексте. – И.С.], но с вострыми, змеиными глазами. Она безустанно целый день везде шныряла, на всех шипела и щипала. Первым делом барыни, как только встанет, было идти в скотную избу и смотреть как скотница снимает сливки и сметану. Барыня сама перемерит, взвесит и отдаст бить масло. Сыворотку и масло снова перемерит, взвесит и спрячет. От птичницы примет яйца и уложит; побывает в амбарах, кладовых, на птичьем и скотном дворах, в рабочей у ткача, смерит выполнил-ли он урок; посмотрит, что сделали портной и сапожник; посмотрит и перемерит сделали-ли уроки девки, перещиплет, переколотит и, потом уже, убравшись совсем, малую толику выпьет, закусит и сядет пить чай».
После обеда баре и барыни также садились пить чай. Иногда к послеобеденному чаю приглашались приживалки, управляющие с жёнами, учителя детей и некоторые другие привилегированные категории обслуживающего персонала.
В дворянских и княжеских семьях с начала XIX в. нормой была и подача чая на ночь в постель, указания на что встречаются в ряде мемуаров.
Даже в бедных дворянских семьях чай в начале XIX в. был достаточно частым явлением.
Иногда в небогатых дворянских семьях имела место своего рода «возрастная дискриминация» - один из дворян, описывая свои молодые годы и, в частности, 1815 г., вспоминает, что старшим сёстрам утром приносили к завтраку кофе, а ему – чай .
Отсутствие чая у дворянина, по какой-либо причине (из-за крупного проигрыша в карты, например) уже в начале XIX в. воспринималось как крайняя степень бедности.
Выдающийся русский флотоводец М.П. Лазарев, в начале XIX в. бывший ещё молодым моряком, рассказывал другу: «Живя в Кронштадте с тремя молодыми товарищами, имея ещё гостей, один вечер, мы долго все играли в карты и гости нас так обыграли, что ни копейки у нас не осталось в доме, не на что было и чаю купить » . Из этой ситуации М.П. Лазареву помог выйти экстраординарный случай – он отобрал деньги у влезшего к ним этой ночью в окно вора. С утра вся компания имела достаточно денег, чтобы и позавтракать, и выпить чаю.
А. Кононов, вспоминая о 1812 – 1813 гг., указывает на простой быт богатого дворянина Г.А. Рокотова, у которого их семья ютилась из-за наполеоновского нашествия: «В баню ходил непременно каждую субботу; парился сильно и потом, прямо с полка [так в тексте. – И.С.], летом или зимою, какая бы ни была погода, всё равно, выходил на двор и обдавался холодной водою; тогда возвращался домой, в своём тулупе и туфлях на босу ногу, садился у отворённого окна своей комнаты, - там не было зимой двойной рамы, - выпивал стакан квасу, принесённого со льду, и спрашивал чаю, уже заранее для него приготовленного. Так поступал во всю жизнь свою, а жил более восьмидесяти лет». В данном случае чаепитие следует после бани. Мы также видим, что потребление чая соседствует с потреблением кваса, что было характерно для начала XIX в.
Дворянский быт периода крепостной России был, особенно в сельской местности, достаточно праздным. Один из сельских священников вспоминал об утре богатого помещика-землевладельца: « Н. И-ч [в тексте зашифровано имя и отчество помещика. – И.С.], между тем, в это время, изволит встать, по барски, не торопясь, даст одеть себя, умыть, побрить, напьётся чаю, наиграет на скрипке что-нибудь в роде Паганини, походит по залу и посвистит какую-нибудь мазурку, потолкует с гостями на балконе и сделает распоряжение о вечернем театре».
Есть данные, указывающие на то, что посещавший Кунцево в 1799 и 1800 гг. Н.М. Карамзин, живший тут дачною жизнью, пил чай.
Подавали чай гостям, во время представлений, в крепостном театре Н.А. Дурасова.
Немало чая потребляли, начиная с первой половины XIX в., управляющие дворянскими имениями. Это касалось как лиц, находившихся в зависимости, так и вольных управляющих. Они нередко пили чай как на свои средства, но чаще приглашались к барскому столу .