Когда русские начнут пить чай?

Когда русские начнут пить чай?

Ассортимент чая в магазине поражает воображение. Черный чай спорит с зеленым и белым, пакетированный — с гранулированным и листовым, а традиционный без добавок — с ароматизированным апельсиновым и вишневым. Рядом стоят различные травы — шиповник и мята, пустырник и чабрец, иван-чай и зверобой, а всевозможные восточные сорта — молочный улун, пуэр, мате и ройбуш — занимают значительную часть магазина.

Однако, несмотря на столь насыщенный рынок чая, чайных в Москве не так уж и много. В публичной сфере доминирует кофе: встречи назначают за чашкой этого напитка в сетях «Кофе Хаус», «Coffee Bean», «Starbucks», «Costa», «Red Espresso Bar» и многих других. Эти кофейни предлагают в своих меню весьма скудную линейку чая: только три-четыре позиции, причем в основном пакетированного. Чайных в Москве — по пальцам пересчитать. Но почему?

«Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками», — оказывал гостеприимство Белкину станционный смотритель в знаменитой повести Пушкина. Сам герой отмечал, что без чая невозможно было бы и представить их общение: «по приезде на станцию, первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю». Русские чайные традиции были весьма сильны, они остаются ими и до сих пор — изобилие чая в том же супермаркете говорит о востребованности напитка. Однако у чая есть, как минимум, два принципиальных отличия от кофе.

Во-первых, чай продолжает занимать нишу непубличного, семейного и приватного напитка. Связано это, прежде всего, с влиянием английской и восточной традиций, предполагающих особую размеренность и длительность чаепития. Сидящие по кругу участники действа, благоговейно передающие друг другу чайник, в своей ритуальности не слишком сильно отличаются от чопорных англичан, ежедневно повторяющих свой five o’clock. Такие обычаи превратили чай из просто напитка в особый этнический ритуал: если сейчас в Москве и удастся найти чайные, то все они будут с претензией на определенную аутентичность и элитарность. Например, «Чайная высота» предлагает пить пуэр, «рассыпной Лао Гунтин урожая и выработки 1996 года, который пахнет корой древнего дерева и сухим деревенским сарайчиком», а «Дом белого журавля» помимо чая обучает способу гадания по чудесным вратам школы Ци Мэнь Дунь Цзя и проводит занятия цигун, на которых учит «растить крылья и пробуждать внутреннего дракона».

Во-вторых, если кофе — это картонный стакан горожанина, бегающего по улицам мегаполиса, то чай — никак не имиджевый напиток, а, скорее, оздоравливающий. И хотя в этом кроется весьма сильный ресурс (сейчас как раз набирают обороты сообщества приверженцев здоровой пищи, например, вегетарианства), чаю определенно потребуется серьезный ребрендинг. Сейчас его целебность — это «для похудения», «для лактации» и «от похмелья».

Сейчас чай — это либо домашний литровый чайник, либо то самое элитарное «пробуждение внутреннего дракона». Хотя обороты рынка чая только увеличиваются (уже сегодня лидеры рынка отправляют значительные объемы своей продукции в Казахстан, на Украину, в Белоруссию и другие страны ближнего зарубежья), чай остается за границей публичной сферы. Несмотря на богатый ассортимент магазинов, сейчас в Москве функционирует 21 чайная — для сравнения, кофеен в столице, по данным «Афиши», насчитывается 444.

Несмотря на все попытки чая соответствовать темпу современной жизни — от листьев к пакетикам-пирамидкам, горожане продолжают перемещаться по городу с картонными стаканами из кофеен и назначать встречи за чашкой кофе. Выбора попросту нет: если в Санкт-Петербурге еще набирает обороты демократичная сеть с русской кухней и чаем «Чайная ложка», то заведений с fast tea в Москве не существует. Чай остается несоциальной практикой.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)