«Юньнань Пуэр Ча». История обработки пуэрча

«Юньнань Пуэр Ча». История обработки пуэрча

В учебниках пуэрча были отнесены к одному из щести больших типов чая — чёрным чаям, из-за того, что все они относятся к постферментированным чаям. Однако, между обработкой пуэрча и выделкой чёрных чаёв имеются качественные отличия. Первичным сырьём для выделки чёрного чая является мелкий и средний лист, и от состояния свежего листа до готового продукта процесс протекает непрерывно. А с пуэрча всё не так. Его сырьём является просушенный на солнце зелёный чай крупнолистного типа.

Ключевым звеном в формировании его качества является процесс влажного скирдования (водуэй) с соразмерным подливанием воды, а также естественная «прививка» микроорганизмов. На формирование качества пуэрча влияет не только сортность чайного дерева, но ещё химические эффекты плюс воздействие полезных микроорганизмов. Через нижеописанное [изучение] истории обработки пуэрча и развитие до сегодняшнего момента процессов формирования и совершенствования этого чая мы сможем ещё яснее разобраться в юньнаньском пуэрча.

Несмотря на то, что пуэрча имеет уже очень долгую историю, в исторических документах имеется крайне мало записей, касающихся этого чая. Танская и сунская техники производства комкового чая в центральном Китае и в царствах Ба и Шу (ныне — Сычуань) оказала относительно большое влияние на последующую выделку пуэрча. Вдобавок все эти чаи соответствовали основному потребительскому спросу среди групп приграничных малочисленных народностей и требованиям к транспортировке на длительные расстояния, поэтому [все техники их обработки] получили очень быстрое развитие. В эпоху Мин, в годы правления под девизом Ваньли (1572-1620) Се Чжао Чжэ в книге «Дянь Люэ» писал: «Служивые и простолюдины, они все также употребляют Пуча, который пропаривается и формуется в комки-туани». В династию Цин императорский чай из Пуэра весьма ценился при дворе и вошёл в стадию своего полного расцвета. Для императорского двора делался широкий и разнообразный ассортимент пуэрча. Поскольку используемое сырьё, а также время его сбора были разными, пуэрча делились на 4 типа: ворсистые острия (маоцзянь), почковый чай, чай Малого насыщения (сяо-мань-ча, июньского сбора) и чай злаковых цветов (июль-август). А по различиям в обработке они классифицировались на прессованные комковые чаи, девичьи чаи (чаи в форме маленьких комков), «небо с золотой луной» (в тексте Жуань Фу – «Золотисто-нефритовое небо – прим. перев.), прыщавый чай (гэ-да-ча), а также чайная паста.

Эволюция обработки пуэрча в новое время

Пуэрча (производимый из листа, который собирался с древних чайных деревьев, растущих в Сишуанбаньна, Сымао/Пуэр, Линьцан и других областях) получил своё имя из-за того, что во времена династий Мин и Цин в Пуэр-фу (ныне – уездный центр Нинъэр области Пуэр) была сконцентрирована его обработка и сбыт. В 1911-м году после установления Республики, императорский пуэрча прекратил своё существование, и чай из Пуэр стал полностью коммерческим продуктом. Тогда его технология разделилась на два ключевых звена – первичную и вторичную выделку. На первом этапе свежий лист проходил через три операции: убийство зелени (шацин), ручное сминание (шоужоу) и просущивание на солнце (шайгань). Дополнительная обработка охватывала сортировку сырья (цзинчжи) и его пропаривание со сминанием (чжэнъжоу). Под сортировкой подразумевалась работа над маоча: просеивание-шай, провеивание-бо, собирание-цзянь и другие операции. Требовалось удалить обрезки [листа], крошку, смахнуть старые стебли, рассортировать сырьё на грубое-тонкое, по размеру и длине. Также на основании производимого коммерческого ассортимента требовалось распределить сырьё, сопоставив части друг другу в соответствии с ассортиментом. После этого рассыпной чай непосредственно упаковывался и сбывался, а прессованный проходил затем через пропаривание и прессование. Чжэн-жоу подразумевает то, что просеянный хорошо чай согласно требованиям разнообразной спецификации надо было развесить, потом слой за слоем уложить в кадку для пропаривания, причём более хороший чай поместить наружу. Затем надо было около 20 минут пропаривать, затем заложить в тканевый мешок (с тремя «брючинами») и скомпоновать в различные по размеру, круглые и сплющенные формы. И наконец, положить блины в место для просушивания – для этого подходила естественная сушка под навесом. А в конце концов чай паковался в соответствующие ассортименту корзинки и сбывался в Тибет, Гонконг, Мьянму и другие страны. Такой способ обработки как классическая технология формирования качества пуэрча практиковался всё время до наших дней. Из-за того, что используемым сырьём является просушенное на солнце (прошедшее шайцин), его можно сегодня вполне отнести к типу зелёных чаёв, а спецификой технологии является именно пропаривание со сминанием. То, что, в основном, влияет на его качество – это эффект влаги и тепла. Так как готовый продукт оказывался в руках потребителей благодаря такому процессу, на его качество главным образом влияли долговременная транспортировка носильщиками или вьючными караванами вкупе с воздействием солнца и дождей. При таком процессе главный эффект на формирование качества пуэрча оказывали микроорганизмы, влага, тепло, воздух и т.д. Поэтому в новое время под маркой пуэрча подразумевался продукт из юньнаньского крупнолистного чая, просушенного на солнце, который проходил через технологию чжэн-жоу, вьючную транспортировку по чамагудао, складирование в местах и другие факторы, совместно влияющие на формирование его качества. Потому мы и утверждаем, что пуэрча есть определённый историческими обстоятельствами особый тип чая.

Обработка пуэрча в новейшее время

С точки зрения происхождения и развития пуэрча, его развитие имеет историческую, социальную, временнУю, этническую и международную составляющие. Обработка этого чая на разных отрезках истории была различной. В районах, производящих пуэрча, культивирование чая имеет к настоящему времени уже более чем 1700-летнюю историю, однако на протяжении долгого периода времени техника обработки чая была отсталой. В Тан чай был «рассыпной, а собранный не выделывался». В Сун и Юань не было записей. И только в Мин мы можем увидеть документы, в которых записано о сминании чая при обработке – «прессованный чай пропаривают и комкуют». Цин была эпохой полного расцвета пуэрча, главное [развитие] происходило в производстве императорского чая. В период Республики пуэрча стал коммерческим продуктом, но его производственные технологии всё ещё оставались примитивными, а районы сбыта – ограниченными.

После образования КНР, в начале 70-х годов 20-го века внешняя торговля непрерывно расширялась, спрос на пуэрча превышал предложение. Опираясь на потребительский спрос в отношении пуэрча, Юньнаньская чайная госкомпания на своём куньминском заводе исследовала и разработала искусственно ферментированный пуэрча, а на мэнхайской и других госфабриках внедрила в современное производство пуэрча новые технологии и техники. Для обработки пуэрча началась новая эпоха, с упором на научно-технический подход и с приданием большого значения качеству и пользе продукта. Общие исследования по всем аспектам технологического процесса обработки пуэрча: сырью, технологии обработки, химическим элементам и оценке качества утверждают для современного пуэрча научную философию. Пуэрча суть традиционный и знаменитый в истории чай, это особый юньнаньский продукт, плод, выношенный в определённый исторический период, и к тому же с ходом истории непрерывно обновляющийся и развивающийся. Формирование пуэрча тесно связано с местностью Пуэр. Однако в качестве необходимого фактора при формировании товарного качества, технология как раз и является ключевым звеном такого формирования для этого чая.

Глядя на современную технологию пуэрча можно отчётливо убедиться в том, что среди всех типов чая пуэрча является самым особым, механизмы формирования его качества — самые сложные, культурный бэкграунд – самый богатый, а пересечения разных областей знания – самые общирные.
Глядя на современную схему технологии [обработки] пуэрча, можно увидеть, что каждое её звено охватывает определённый отрезок истории этого чая. Или даже можно сказать, что схема включает весь процесс рождения, эволюции и развития пуэрча. Все эти представители продукции пуэрча в нижеперечисленные разные периоды истории этого чая могут служить тому доказательством.

  • Классическая форма пуэрча – лепёшка, она была введена в оборот в 13-й год цинского правления под девизом Юнчжэн (1735). Её вес составлял 7 лянов (357 грамм), 7 блинов упаковывались в короб, вес которого составлял 49 лянов. Сбывались блины в Тибете и на рынке эмигрантов. В период культурной революции продукт был переименован в Юньнань Ци Цзы Бин Ча – юньнанский лепёшечный чай 7 сыновей (братьев).
  • Девичий чай (нюй-эр ча) и чай человечьей головы (жэнь-тоу ча) имели форму комков, различные по весу, от 2 лянов (100 грамм) до 10 цзиней (5 кг). В основном эти сорта сбывались на внутреннем рынке и поставлялись императору.
  • В 1912-м году появился на свет прессованный чай в форме сердца. В то время надо было решить проблему заплесневения комкового чая в процессе транспортировки, и этот чай был разработан как ответ на эту проблему. Его одновременно создали сягуаньский и фохайский заводы, торговой маркой стала «Баоянь» (宝焰, Драгоценное пламя). В 1966-м году такой чай прекратили делать, а для кирпичного чая торговую марку сменили на «Туаньцзе» (团结, Солидарность). В 1986-м году для спасения буддизма и поддержки чаньской традиции производство прессованного чая в форме сердца было возобновлено, а в 1990-м Сягуаньский чайный завод официально зарегистрировал торговую марку «Баоянь».
  • В 1940-м году Китайская чайная компания начала производить на Фохайском заводе пуэрча под маркой Чжунча (中茶, Китайский чай). Позже Юньнаньская и Гуандунская чайные компании эту марку стали совместно использовать для продукции, производимой на экспорт (гуанъюнь бин пуэрча). Лэйблы делились на «красную марку», «зелёную марку», «жёлтую марку», «марку с большими иероглифами», марку с маленькими иероглифами» и другие.
  • Кирпичный чай (чжуанча) в прошлом главным образом производился в Сычуани. В Юньнани до Освобождения лишь малая толика чайных фирм делала такой чай. В 1956-м году чжуанча стал в экспериментальном порядке производиться на Сягуаньском чайном заводе, а с 1966-го вся провинция скопом перешла на этот стандарт (Кирпичи Культурной Революции — действительно культовый чайный артефакт – прим. перев.)
  • В 1952-м году ввели стандарт малых блинов – по 100 грамм и по 5 штук в коробе.
  • Шу пуэрча (готовый чай) с влажным скирдованием начал разрабатываться в 1973-м году на Куньминской фабрике, в 1976-м году шу пуэрча начали в пробном порядке производить на Сягуаньском заводе. До этого подобный чай производили из юньнаньского сырья в провинции Гуандун.
  • В 1976-м году по запросу экспортёров все чайные фирмы Юньнани ввели маркировку пуэрча. Для лепёшечного чая она состояла из 4 цифр. Первые две означали год, когда этот сорт пуэрча начали производить. Третья сообщала сортность маоча, четвёртая кодировала завод (1- Куньмин, 2- Мэнхай, 3- Сягуань, 4- Сымао (ныне — Пуэр)). Рассыпной чай маркировался пятью цифрами, сортность сырья обозначали 3-я и 4-я позиции. Самые ранние из ныне встречаемых пуэр бинча могут иметь такие маркировки как 7452, 7562, 7572, 75671, 76563 и т.д.
  • В 1989-м году мэнхайский завод официально выпустил торговую марку «Да И» (大益, Великая Польза). В 1992-м году сягуаньский завод зарегистрировал марки «Сунхэ» (松鹤, Журавль в соснах) и «Наньчжао» (南诏).
  • В начале 90-х годов минувшего века начали бурно развиваться маленькие чайные производства. Все эти заводы из сырья сортностью 6 и ниже делали классику пуэрча, а из сырья 3-го сорта и выше производился дворцовый пуэрча (гунтин пуэрча).
  • Рассматривая эволюцию и развитие техники выделки пуэрча, мы дошли до обработки пуэрча в поздний период, сделав упор на внедрении научных подходов. В производстве этого чая начали вводиться новаторские элементы, сорта чая стали представлены во всём своём многообразии. На основе аналитических исследований, придававших большое значение физико-химическим элементам пуэрча (глава по физико-химия), а также исследований касаемо оздоровительного эффекта пуэрча (глава о здоровье), продукт от производства до потребления стал определённой культурой. К настоящему моменту развитие пуэрча стало стандартом измерения качества человеческой жизни. И в то же самое время потребление пуэрча стало наивысшим показателем питья на Пути Чая и самосовершенствования. Информация о лечебном эффекте пуэрча передавалась из уст в уста как легенда, вызывая глубокие похвалы у потребителей этого чая во всех странах. С новым веком обработка пуэрча также вступила в эпоху конкуренции с точки зрения науки, техники, качества и торговых марок.

    Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
    Читайте также
    Вы можете оставить комментарий ниже.

    Оставить комментарий

    Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

    Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
    Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)