9 апреля 2013 г. в 16.00. в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов (НХП) РФ (Леонтьевский переулок, д. 7) состоится открытие первой выставки в рамках I-го Всероссийского проекта «История вещей» - «ОтЧАЯнные истории».
Фонд НХП РФ начинает цикл выставок, посвященных истории вещей, окружающих жизнь и быт человека. Первая выставка посвящена уникальному культурному и историческому явлению – чайнику, его появлению в разных странах и метаморфозам, происходившим с ним на протяжении всей истории существования.
Впервые будет представлена коллекция чайников, выполненная только в металле. И, конечно же, экспозиция поведает об удивительных историях и приключениях, происходивших с этим замечательным предметом. У чайника длительная и занимательная история и связана она с известным и прекрасным напитком – чаем. Прародителями чайника можно считать китайские хо-го и японские котлы, представляющие собой металлическую чашу, установленную на поддоне, в котором находились раскаленные угли. В ХIV в. появляются первые чайники, а в XVI в. в Японии возникает настоящий культ чая, приведший к возникновению индустрии производства чайников. В Европе чайники появились только во второй половине XVII в., благодаря голландцам, имевшим торговые связи с Китаем.
В конце XVIII в. чайник приобретает все свои основные черты, которые мы видим и сегодня. В России чай появился в начале XVII в. и как напиток долго не приживался. Его употребляли как лекарство. Традиции чаепития сложились только к середине XVIII в.
Первые русские чайники изготавливались из серебра, латуни и меди. Они отличались от самоваров-чайников, самоваров-кухонь, самоваров-сбитенников и самоваров-кофейников отсутствием внутри сосуда жаровни, трубы и поддувала. Металлические чайники, как и самовары были настоящими произведениями искусства, поэтому их выпускали в небольших количествах и стоили они дорого. Постепенно чайник, как и самовар, становится своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения, а в настоящее время - предметом коллекционирования.
И самовары, и чайники подразделялись на каждодневные, парадные, дорожные, солдатские, чайники для одиноких (солитер) и для двоих (тет-а-тет). Самые близкие родственники чайника – сбитенник и бульотка (от французского buillotte), т.е. маленький чайник, грелка. Бульотку использовали для кипячения небольшого количества воды непосредственно на столе на спиртовой горелке. Воду в бульотку, как правило, наливали уже горячей.
Выставка условно состоит нескольких равнозначных частей. Одна из них посвящена странам бытования чайника: Китай, Япония, Непал, Индия, Бирма, о. Бали, страны Европы и, конечно же, Россия. Экспозиция охватывает период с XVII - по XXI в. и рассказывает о всем многообразии этих уникальных водонагревательных сосудов (экспонаты из коллекций А.В. Быкова, галерей
«Антикзон», «Шон», С.П. Калиничева, А.Б.Орешкина, В. Башкина, Л. Варебруса, народного артиста России Б. Щербакова, музеев Москвы и С-Петербурга и др.).
Особый интерес вызывает раздел выставки, посвященный удивительным историям и приключениям чайников. А так же связанным с ними людьми - известными, знаменитыми и не очень. Японская чайная коллекция (XVII - XIX в.в.): чайники, котлы, чаши дошедшая до нас, принадлежала старинному роду самураев Хасэбэ но Нобоцура (чайная школа Урасэнкэ).
Дивный чайник-«слон» (Китай, XVIII-XIX в.в.), причудливо и богато декорированный, попал к нам из монастыря Шаолиня. Очень интересны ритуальные чайники – например японский чайник с гравировкой на дне сосуда, дошедший до нас с русско-японской войны 1905 г. Во время закипания воды, гравировка как бы оживала, поднимался пар и на стене появлялись причудливые изображения, предсказывавшие судьбу участника ритуала.
Интересно увидеть чайные предметы из викторианского сервиза, подаренного Бернарду Шоу, после вручения ему Нобелевской премии. Уникальная бульотка «Паровоз» и часть чайного сервиза из серебра рассказывает о жизни польских аристократов (из поместья князей Радзивиллов) Чайники, кофейники, бульотки, молочники в стиле ар-нуво конца XIX - начала XX в. из Голландии, Италии, Германии, Франции, Англии поражают своим изяществом, богатством декора.
Значительная часть экспозиции посвящена России. На Руси приверженцами старообрядческой традиции не приветствовалось чаепитие. Так в XVIII в. сложилось сообщество, отвергающее чай как напиток и призывающее пить только исконно русские напитки: сбитень, травники, медовухи и пр. В экспозиции представлены экспонаты, рассказывающие об этом. Например, перстень-печатка XVIII в., на котором изображены черти, пьющие чай. Такие перстни носили те, кто осуждал эту традицию.
Особое место занимает часть экспозиции, посвященная чайникам, самоварам и другим водогрейным сосудам XIX в. – времени, когда чай поистине становится повсеместным, национальным напитком. Его пили везде: во дворцах, ресторанах, трактирах, в купеческих семьях, деревенских избах. Уникален самовар «куб» Ивана Пушкова (2-я пол. XIX в., коллекция С.П. Калиничева). Этих самоваров практически не осталось у нас в стране. Или дивный по красоте мельхиоровый посеребренный самовар «баран» Александра Кача, инкрустированный костью. Удивительный сбитенник ручной работы неизвестного мастера конца XVIII в. и многое другое.
В экспозиции представлены предметы чайного сервиза начала XX в. из «Грандъ Отеля» из тех самых комнат, в которых довольно долгое время жил знаменитый поэт, композитор и исполнитель романсов Александр Вертинский.
Потрясает своей драматичностью история, связанная с удивительным чайником из гильз времен Гражданской войны 1919 г. (коллекция Л.И.Бендас, г. Новокузнецк). Солдат, вернувшийся живым с фронта, из оставшихся гильз, выплавил чайник, кружки и подарил своей невесте, дождавшейся его с войны. Водогрей времен обороны Ленинграда был найден поисковиками во время раскопок одного из блиндажей, а прейскурант чаев Кадушкина (XIX в.), вложенный в старинный томик А.С. Пушкина был вывезен по «дороге жизни» из умирающего города. Сейчас они хранятся в семье как реликвия. Чай пили все - даже вожди пролетариата. «Историко-музейный комплекс в Разливе» сохранил самовар и чайник вождя пролетариата В.И. Ленина во время его жизни в Разливе. Его тоже можно увидеть на выставке. Уникальный гость и участник выставки -
Владимир Башкин (Н. Новгород) – единственный мастер самоварного дела у нас в стране. Именно его руками был создан самовар, подаренный Патриарху Всея Руси Кириллу. С искусством замечательного мастера можно познакомиться на нашей выставке.
Один из разделов выставки посвящен старинной чайной упаковке, коробочкам и коробам. Впервые будут представлены пломбы чайных коробов XVIII - XIX в.в. (коллекция историка И. Соколова), дореволюционные и первых лет Советской власти фантики для конфет (представлены журналом «Тара и упаковка» из коллекции Музея упаковки), старинные вывески известных чайных домов, дореволюционная упаковка (коллекция Л. Лифлянда).
Чай, чайники, сама традиция вдохновляет и сейчас. Студенты кафедр дизайна ряда университетов Москвы (кстати, участники конкурса на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин») разработали и представили оригинальную дизайнерскую упаковку. Экспозиция насчитывает более 300 экспонатов и связанных с ними историй. Сопровождает выставку богатый иллюстративный и исторический материал.
На выставке представлены мастер-классы по традициям русского, японского, азербайджанского чаепития.