Как русские пришли в Лаос со своим чаем

Как русские пришли в Лаос со своим чаем

Александр Жиряков и Тимур Казьмин, основатели проекта LaosTea, называют себя чайными пилигримами. Они производят чай в Лаосе и продают его в разных странах мира. LaosTea — одна из немногих компаний с русскими корнями, которой удалось закрепиться в этой экзотической азиатской стране.

Александр Жиряков, выпускник магистратуры Пекинского университета, более десяти лет увлекался чайной культурой, но никак не полагал, что этот интерес приведет его в Лаос. Весной 2011 года он уволился из инженерной компании и решил вернуться на работу в Китай, но по пути посетил Лаос, который полностью изменил его планы.

Случай свел его с местным художником Чень Линем, большим любителем чая, живущим во Вьентьяне, который посоветовал отправиться за лучшим лаосским чаем в Пхонгсали, самую северную провинцию страны. Вернувшись в Россию, Жиряков устроил дегустацию для профессиональных титестеров. "Чай из Лаоса интересный, уникальный, но недостаточно вкусный. Впрочем, наверное, это можно исправить" — таков был приговор дегустаторов. Жиряков принял его как руководство к действию.

Все лето 2011-го Жиряков посвятил изучению технологии обработки чая, даже прошел практику на двух китайских чайных фабриках. А осенью вместе с партнером Тимуром Казьминым, руководителем бюро интернет-проектов "Иммельман", арендовал чайную фабрику в провинции Пхонгсали.

Производство в Лаосе достаточно сложно сделать прибыльным. Чайный бизнес в Лаосе требует значительных затрат, например, на логистику (у страны нет выхода к морю, поэтому импортировать продукцию приходится через соседние государства). Также сказывается отсутствие в стране развитой инфраструктуры и высококачественных специалистов. Только на начальном этапе инвестиции в LaosTea, компанию с производством полного цикла, составили $160 тыс. (подробнее см. справку).

У местных крестьян, по словам Жирякова, отсутствует точное знание технологии приготовления чая. Крупные же чайные фабрики теряют в качестве из-за устаревшего оборудования. Основатели LaosTea сразу инвестировали в современное оборудование (оно обошлось им в $60 тыс.), но при этом без ручного вмешательства никуда: так, например, в процессе приготовления красного чая технолог компании проверяет степень завяливания (потери влаги) листьев раз в полчаса, и так для каждой партии. Высокая степень ручного труда увеличивает себестоимость продукции LaosTea. Так, стоимость 1 кг чая под лаосским брендом в опте составляет около $70, тогда как средняя оптовая цена чая при продаже в Китай — $20-25.

Работать в местных реалиях Жиряков привыкал довольно долго. Предприниматель рассказывает, что лаосцы, у которых средняя зарплата по стране не превышает $200 в месяц, работу воспринимают как нечто второстепенное. На первом плане для них семья. Поэтому основателям LaosTea приходится постоянно принимать различные меры мотивации сотрудников, число которых в сезон сбора чая (в общей сложности четыре месяца в году) доходит до 12-15. Работа со сборщиками представляет собой отдельную образовательную программу, ведь именно от них зависит качество собранного свежего листа.

В общении с госструктурами, по словам Жирякова, царит бюрократия, а к иностранным инвестициям местные власти относятся как к "вынужденной и временной мере". Например, регистрация юрлица в Лаосе заняла 200 дней, а выдача обязательного для каждой партии чая сертификата происхождения — две недели.

Первое время заказы для LaosTea приходили от чайных компаний, которые были знакомы с основателями и следили за достижениями проекта. Затем начали поступать заказы от чаеразвесочных компаний: им понравились тестовые образцы, предварительно разосланные из Лаоса. Принесло эффект и участие в международных выставках. Сейчас основными клиентами компании являются десятки специализированных чайных магазинов в Китае, на Тайване, в России и США. Розничные покупатели могут приобрести продукцию на сайте. Широкий охват аудитории отличает LaosTea от остальных лаосских фабрик, которые работают исключительно с Китаем.

Недавно LaosTea получила крупный заказ от французской компании, лидера в сфере торговли органическим чаем и кофе. Подробности предприниматель пока не разглашает, но известно, что речь идет о контрактном производстве новой линейки продукции под французским брендом.

В прошлом году LaosTea реализовала 1 тонну продукции на сумму около 3,5 млн руб. Компания вышла на операционную прибыль, но заработок партнеры пока реинвестируют в бизнес. В этом году Жиряков и Казьмин довели объем производства до 6,5 тонны. На следующий год планируется увеличить объем до 25 тонн и выйти с новой продукцией в средний ценовой сегмент. В более долгосрочных планах — открытие розничных точек продаж и создание современного чайного цеха по производству черного чая.

"Почему у нас все получилось в Лаосе? Мы готовы существовать без привычной еды, интернета, постоянного электричества и готовы все время взаимодействовать с совершенно непривычными для нас реалиями",— объясняет Александр Жиряков.

Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках
Читайте также
Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)